Корабли-бомбы существовали задолго до XX века

Популярная механикаИстория

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»

 

Тим Скоренко

Японские торпеды-кайтэн, управляемые пилотами-смертниками, получили широкую известность в военной истории, несмотря на низкую эффективность и крайне ограниченное применение. Мало кто задумывается о том, что корабли-бомбы существовали задолго до XX века – их знали еще древние греки, а пик использования подобного оружия пришелся на XVI–XVIII века, когда ни один морской бой не обходился без брандеров.

Брандер — это любое плавсредство, начиненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами и предназначенное для уничтожения кораблей противника. В отличие от японских кайтэнов, это «беспилотник»: для атаки корабль направляли в сторону вражеского флота, намертво заклинив штурвал в нужном положении.

Пожалуй, самый известный прецедент, в котором брандеры серьезно повлияли на исход боя, произошел 8 августа 1588 года — это было легендарное Гравелинское сражение, в котором британский флот наголову разгромил считавшуюся непобедимой Великую армаду. Армада была собрана Испанией для вторжения в Британию, но британцы нашли слабое место массивного флота — его неповоротливость и пробелы в организации. В итоге к финальному сражению при Гравелине английские пираты и легкие флотилии порядком «понадкусывали» плавучее чудовище. А в ночь перед битвой Чарльз Говард, герцог Ноттингем, главнокомандующий британского флота, приказал начинить восемь потрепанных в боях кораблей смолой, порохом, соломой и хворостом, поджечь и вслепую отправить в сторону сгрудившихся в кучу испанцев. Физического ущерба брандеры принесли немного, но вызвали страшную панику: чтобы избежать столкновения с пылающими кораблями, испанцы рубили якоря (их просто не успевали поднять) — и на следующий день уже толком не могли сохранять строй из-за невозможности причалить. Кроме того, многие корабли пострадали от столкновений.

В принципе, именно такую цель — посеять панику, поджечь пару кораблей, сломать строй — брандеры несли примерно с V века до н.э. В морских сражениях их активно использовали и в России: в Чесменском сражении против турок (1770) и даже раньше, при Гангуте — еще Петр I, создавая основу русского флота, обратил внимание на опыт применения брандеров в бою.

Был лишь один фактор, который позволил брандерам «прожить» в качестве оружия почти 2000 лет. Это материал кораблей — дерево. Как только в XIX веке военные корабли начали делать из железа, брандеры, казалось бы, потеряли актуальность раз и навсегда.

Технологии прошлого

С XIV и до начала XIX века брандеры существовали как выделенный класс кораблей, построенных специально для «суицидального» использования. Устройство брандера диктовалось его назначением: максимальная дешевизна и простота конструкции, скорость постройки, простота в управлении, продуманные места для расположения горючих и взрывчатых веществ. Брандеры строились одно- или двухпалубными и нередко имели минимальное вооружение — если путь до цели предстоял долгий и требовалось отстреливаться от других судов противника.

Как устроен брандер. Характерные особенности брандера: дверь в борту между крайними пушками, позволяющая команде спуститься в шлюпку; дверка для запального шнура, чтобы поджигать корабль-бомбу в последний момент; цепь (а не бечева), удерживающая шлюпку в пришвартованном состоянии.

От обычного корабля брандер отличали некоторые детали. Например, ближе к корме в борту предусматривалась дверь, у которой швартовалась лодка для эвакуации, причем швартовка для надежности производилась не канатом, а цепью. Дверь позволяла команде покинуть корабль под прикрытием борта. У места швартовки в борту было еще одно отверстие с выведенным наружу концом бикфордова шнура — моряки поджигали его, уже сидя в эвакуационной лодке, и его длина позволяла команде отойти на безопасное расстояние.

В зависимости от ситуации брандером можно было сделать практически любой корабль — в XIX веке, когда брандеры как класс уже не строились, в качестве бомб использовались ненужные корабли других типов. Обычно брали небольшой корабль, отслуживший свое — дряхлый, иногда с кое-как заделанными пробоинами, — либо просто корабль, эффективность которого в качестве брандера превышала его эффективность в качестве пушечного судна. Все ценное, в том числе вооружение, снимали, после чего трюм и другие внутренние помещения набивали горючими веществами. Чаще всего использовали не военные корабли, а торговые, идущие с флотом в качестве плавучих складов продовольствия.

Разрез типового брандера XVII века. А. Песок для утяжеления днища. Б. Палуба с пороховыми бомбами и футеровкой на бортах, чтобы корабль не разрушился прежде времени. В. Палуба, заполненная бомбами и «шрапнелью» — старыми лодками и деревянными деталями для поражения живой силы противника. Г. Палуба с зажигательными материалами. Д. Канал для вывода огня и продуктов горения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Семь легендарных кораблей-призраков Семь легендарных кораблей-призраков

Корабли-призраки, от которых бегут мурашки по коже

Maxim
Советская стратегическая сверхзвуковая ракета Советская стратегическая сверхзвуковая ракета

Стало ясно, насколько ракета «Метеорит» опередила свое время.

Популярная механика
Особый взгляд Вадима Верника: Такая, какая есть Особый взгляд Вадима Верника: Такая, какая есть

Ирина Горбачёва стала звездой благодаря Instagram

OK!

Филип Бизли уверен, что в XXI веке настает эпоха живой архитектуры

Популярная механика
Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: 9 советов психолога Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: 9 советов психолога

Что нужно для счастья и психологического здоровья ребенка

Psychologies
Покусился за святое. Трамп пообещал остановить «искусственное завышение» цен на нефть Покусился за святое. Трамп пообещал остановить «искусственное завышение» цен на нефть

Нефтяные котировки на заявлениях главы Белого дома пошли вниз

Forbes
Галактика, которой хотелось быть проще Галактика, которой хотелось быть проще

Объект в космосе, не желающий иметь ничего общего с темной материей

СНОБ
Давайте полегче Давайте полегче

Да­ко­та Фэн­нинг за­ду­мы­ва­ет­ся о ма­те­рин­стве

Vogue
Умная связь: когда заработают сети 5G и что мешает их развитию Умная связь: когда заработают сети 5G и что мешает их развитию

Сотовые сети пятого поколения — самый ожидаемый стандарт за последние 30 лет

Forbes
Олимпиада для умных Каким быть научным и инженерным соревнованиям школьников в цифровой век Олимпиада для умных Каким быть научным и инженерным соревнованиям школьников в цифровой век

Каким быть научным и инженерным соревнованиям школьников в цифровой век

Русский репортер
Перепутали в роддоме: 4 истории подмены Перепутали в роддоме: 4 истории подмены

Наверное, у каждой матери в глубине души сидит страх, что ее младенца подменят

Cosmopolitan
Бонус к футболу: в России заработала система tax free Бонус к футболу: в России заработала система tax free

Правительство оценило расходы бюджета на введение системы tax free

Forbes
Шай Грановский: После кризиса люди стали возвращаться к дорогому кофе Шай Грановский: После кризиса люди стали возвращаться к дорогому кофе

Как изменился рынок кофе после экономического кризиса

СНОБ
Состояние российских миллиардеров резко снижается на фоне новых санкций Состояние российских миллиардеров резко снижается на фоне новых санкций

США ввели санкции против семи российских бизнесменов из списка Forbes

Forbes
Мария Костина. Мой Арцибашев Мария Костина. Мой Арцибашев

«Когда я его увидела — в груди будто колокол ударил!»

Караван историй
Поймать на взлете: как инвестору распознать в стартапе будущий Facebook или Google Поймать на взлете: как инвестору распознать в стартапе будущий Facebook или Google

Когда-то интернет-гиганты были стартапами

Forbes
Mercedes-Benz S-Класса: гуляем на полную Mercedes-Benz S-Класса: гуляем на полную

Mercedes-Benz W221. Как обезопасить себя от покупки роскошной обузы?

АвтоМир
Я худею: от чего стоит отказаться, чтобы быстрее терять вес Я худею: от чего стоит отказаться, чтобы быстрее терять вес

О повседневных привычках, которые стоит забыть на время

Cosmopolitan
Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию

В погоне за выручкой корпорации теряют миллионы долларов, а покупатели — жизнь!

Maxim
В космос из гаража В космос из гаража

Космические стартапы делают ставку на легкие ракеты и производство в регионах

РБК
Смена власти: как четвертая промышленная революция меняет рынок труда Смена власти: как четвертая промышленная революция меняет рынок труда

Искусственный интеллект с успехом вытесняет специалистов

Forbes
Если это любовь Если это любовь

19 мая состоится свадьба принца Гарри Уэльского и актрисы Меган Маркл

OK!
Баварская порода: тест BMW X3 20d Баварская порода: тест BMW X3 20d

Новый X3 поколения G01 стал первым кроссовером марки BMW на платформе CLAR

Популярная механика
Из пучины: жуткие истории, рассказанные рыбаками и моряками Из пучины: жуткие истории, рассказанные рыбаками и моряками

Что приходилось видеть рыбакам и морякам, оставшись один на один со стихией?

Cosmopolitan
Управляющая компания Управляющая компания

Ищем при­зна­ки гор­мо­наль­ных на­рушений

Glamour
«Хочу быть суперженщиной» «Хочу быть суперженщиной»

За полтора десятка лет мультяшная девочка Глюк’оZа сильно трансформировалась

OK!
Полный релакс Полный релакс

Кресла со встроенным массажером заметно повышают степень комфорта

Quattroruote
Продуктовая корзина: как построить свой бизнес на полуготовых блюдах Продуктовая корзина: как построить свой бизнес на полуготовых блюдах

Ошма Гарг развивает новую нишу — здоровая частично приготовленная пища

Forbes
Мужское мнение: как выбрать жену? Мужское мнение: как выбрать жену?

Как мужчины понимают, что женщина, которую встретили, та самая?

Psychologies
Уволить Цукерберга: как Facebook выжить между политикой и экономикой Уволить Цукерберга: как Facebook выжить между политикой и экономикой

Политики стремятся вернуть контроль над инструментами массового воздействия

Forbes
Открыть в приложении