Конец гангстерского мира: как «Клан Сопрано» цитировал «Крестного отца» и деромантизировал мафию
Мир мафии — одна из самых благодатных тем в поп-культуре. Вот лишь некоторые узнаваемые кинематографические черты этого мира: итальянцы, честь семьи, дорогие костюмы, высокопарные речи и благородные доны (которым мы сопереживаем). И конечно, подлые доны — абсолютные негодяи, которых непременно убьют.
Такой мир возник на экране в 1970–1990-е годы благодаря культовым фильмам «Однажды в Америке», «Славные парни», «Неприкасаемые». Но в первую очередь, конечно, «Крестному отцу» — одной из главных культурных вех Америки.
Мир «Крестного отца»
Сразу после выхода фильм стал культовым — он получил «Оскар» в 1973 году, собрал больше $250 миллионов (при бюджете $6 миллионов), а также единодушно объединил и уважаемых критиков, и простых зрителей. Кинокритик Полин Кейл писала в New Yorker, что «Крестный отец» — образец великого кино, родившегося на стыке коммерческого расчета и искусства. А Стэнли Кубрик считал, что фильм вполне может претендовать на звание лучшего из когда-либо снятых — собственно, он 50 лет и входит в разные топы самых важных произведений кинематографа.
Мафия у Копполы показана не как шайка бандитов, разруливающих свои проблемы, а как сплоченная семья, цель которой — отбивать нaпaдeния на близких и помогать друзьям.
В первой же сцене к Вито Корлеоне приходят просить помощи — и он соглашается на услуги, но не как жестокий босс ОПГ, который наверняка что-то потребует взамен, а как мудрый глава семьи.
За весь фильм члены семьи Корлеоне не делают ничего, что вызвало бы у нас внутреннее несогласие. Да, Майкл Корлеоне убивает, но убийц своего отца.
Да, Вито Корлеоне участвует в собрании вместе с другими боссами (среди которых есть негодяи) — но выступает против наркоторговли.
И все это на фоне итальянских традиций, красивых речей, дорогих машин и костюмов.
Неудивительно, что «Крестного отца» ругали за романтизацию мафии.
Роджер Эберт (один из главных кинокритиков XX века) писал:
«Коппола ловко строит фильм так, чтобы вызвать симпатию к героям. Мафия не является благотворительной организацией, а семья Корлеоне лишь немногим лучше других. И все же, когда Вито Корлеоне падает замертво посреди своего огорода, мы чувствуем утрату чего-то великого».
Да и сам Марио Пьюзо признавался New York Magazine, что большинство отраженного в тексте — его фантазия и он «никогда не встречал честного гангстера». Впрочем, образ благородного мафиози надежно закрепился в массовом сознании: жесткий, но честный человек, у которого на первом месте благо семьи.
Спустя 27 лет после премьеры «Крестного отца», в 1999 году, на экраны выходит «Клан Сопрано» — сериал о тех же итало-американских бандитах, но совсем под другим углом: без гламура и лоска.
Мир «Клана Сопрано»
Ставить итальянскую мафию на американские рельсы вслед за Копполой и Мартином Скорсезе (помните «Славных парней»?) взялся Дэвид Чейз, к тому моменту уже поработавший над «Северной стороной» (одним из самых популярных сериалов канала CBS) и «Я улечу» (аналогичным по популярности проектом NBC).
Всю карьеру Чейз мечтал отрефлексировать на экране собственные отношения с матерью — драматичные и тяжелые, но понял, что историю нужно рассказывать не от первого лица (кому интересны бытовые проблемы кинопродюсера?). Поэтому придумал харизматичного главного героя Тони Сопрано, главу ОПГ, за которым любопытно наблюдать. В том числе и потому, что внешняя невозмутимость Тони подкреплялась внутренней неуверенностью, страхами и сложными отношениями с семьей — такого Вито Корлеоне точно не мог себе позволить.