Коллекция. Караван историйКультура
Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу»
«Бросив юридический факультет Пермского университета, Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно... В наш Театр имени Станиславского он попал тоже непросто... Когда его на показе спросили об образовании, бесхитростно ответил: «Нет у меня никакого образования. А что, разве не видно?» Ответ приняли с юмором. В это не могли поверить, ему ведь было уже за тридцать!» — рассказывает вдова актера, актриса Татьяна Ухарова.
Наша встреча с Жорой произошла в 1964 году. А уже в 1965-м мы поженились, через год родилась дочь Маша. Надо сказать, что в те годы Бурков не был завидным женихом. К нему еще не пришел успех, когда в кино он был нарасхват. Жора был занят на разовых подработках в театре, получал рубль пятьдесят за спектакль. Жил частично на те деньги, что его мама присылала из родной Перми. Снимал комнату где-то за метро «Бауманская». Я помню эти ужасные полуразрушенные деревянные домики! Хозяина квартиры, где Жора снимал комнату, звали Воруй Нога — он хромой был. Мне, когда туда первый раз пришла, стало не по себе... Но какой контраст: комната Жоры была светлой, убранной и там было очень много книг. Жора обожал чтение. Собрал огромную библиотеку. Вот когда говорят: человек-энциклопедия — это про него! Он ведь помнил все, что прочел. Думаю, мало кто из современных актеров может похвастаться тем, что одолел все произведения Станиславского или Михаила Чехова. А Жора их проштудировал от корки до корки. Обожал русскую классику, особенно Лескова, Сологуба, Платонова. Мог сказать, например, с каким персонажем на какой странице говорил князь Мышкин в «Идиоте» у Достоевского...
Известен факт, что Бурков сначала поступил в Пермский университет на юридический факультет. Но это не потому, что он хотел быть юристом. Просто нужно было куда-то поступать. Его приняли, так как Жора прекрасно играл в волейбол, был в составе молодежной сборной, в университете нужны были хорошие игроки в команду, и его взяли. У нас фотографии есть, где он играет в волейбол на пляже реки Камы, ребята все спортивные, молодые... Он окончил три курса юридического факультета. А увлечение театром возникло с того, что Жора начал заниматься в студии при Пермском драматическом театре. Так увлекся, что бросил институт и собрался в Москву, чтобы поступать на актерский. В этом решении родители его, как ни странно, поддержали. Он был единственным любимым сыном в семье, и все его воспитывали в уверенности, что он умница и красавец. Что, кстати, возможно, и позволило ему так поверить в себя и стать артистом. Да и жизненный опыт помогал. Жора вообще очень внимательно наблюдал за людьми, подмечал какие-то их черточки, записывал, чтобы потом использовать в какой-нибудь роли. Это была сложная и кропотливая работа, но результат того стоил... Да и семья у него была интеллигентная. Отец Буркова Иван Григорьевич служил главным механиком на Мотовилихинском заводе. Он был такой интеллигент из крестьян. Мама Жоры Мария Сергеевна была домохозяйкой, обожала сына, во всем его поддерживала. Это она ему сшила костюм, в котором я Жору в первый раз увидела! Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно. Во-первых, у Жоры был пермский говорок. Считали, что шепелявит... У него действительно был дефект дикции. Правда, когда он выходил на сцену, шепелявость сглаживалась. Но препятствием было не только это, в то время просто трудно было разглядеть его амплуа... Кого будет играть? Рабочего, интеллигента?
В наш Театр имени Станиславского он попал тоже непросто. Один московский театральный критик увидел игру Буркова в кемеровском театре и посоветовал обратить на него внимание режиссеру Львову-Анохину, дал координаты. Борис Александрович послал телеграмму Буркову с вызовом в Москву, а потом о ней забыл... Поэтому так получилось, что Жора приехал, а его никто не ждет. А театр вообще находился на гастролях в Минске. Бурков приехал туда, попросил его прослушать. Показывался в роли Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего». И произвел очень хорошее впечатление. Правда, когда его спросили об образовании, бесхитростно ответил: «Нет у меня никакого образования. А что, разве не видно?» Ответ приняли с юмором. В это не могли поверить, ему ведь было уже за тридцать.
Я в тот момент уже несколько лет работала в Театре имени Станиславского — в 1961 году получила роль в спектакле «Сейлемские ведьмы». Из студии при театре меня взял в основную труппу сам Михаил Яншин, художественный руководитель. С 15 лет я выходила на сцену с такими известными актерами, как Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Петр Глебов, Юрий Мальковский, и многими другими. Конечно, были свои представления о мужской красоте. Почему же мне понравился Жора? Мне показалось, что он просто копия Бельмондо, хотя это, конечно, не так. А я этим актером увлекалась. На самом деле, тут вопрос не в красоте. Просто человеческое притяжение двух людей, с первого взгляда. Когда по Театру имени Станиславского разнеслась новость о появлении очень талантливого, но чудного актера, всем хотелось его увидеть. Я встретилась с ним у доски распределения ролей. Не обратить на Жору внимание в любом случае было трудно. Уж очень смешно он был одет, когда пришел в первый раз в наш театр. На нем были пиджак в фиолетовую клетку, брюки, сшитые из моряцкой робы, а под пиджаком — красный свитер. Волосы были зачесаны назад хохолком и намазаны бриолином. Наверное, именно такие представления были у Жоры, приехавшего в столицу из Перми, о том, как должен выглядеть столичный актер. «Вы Бурков?» — спросила я. «А вы Ухарова? — ответил он. И, немного помолчав, добавил: — Значит, будем играть вместе». Но и за этим клоунским нарядом я разглядела настоящее, его душу... У него пластика была другая, он как-то очень нежно и уютно ответил на мой вопрос. В каждой фразе, в каждом слове было что-то, что отличало его от Москвы, от людей, которые меня окружали раньше. И у меня возник к нему интерес... Жора был удивительно искренним и наивным человеком. У него в глазах светилась доброта, и я горжусь, что первой это разглядела.