Думаю, рецепт создания кассовой картины только один

Коллекция. Караван историйРепортаж

Николай Лебедев: «Сегодня важно не растерять себя»

Думаю, рецепт создания кассовой картины только один. Если по-настоящему любишь историю, которую рассказываешь, если она тебя по-настоящему волнует, то в результате сможет взволновать и других людей, если передашь им свою эмоцию с экрана.

Беседовала Марина Порк

Фото: Владимир Мышкин

Николай Игоревич, в декабре состоится премьера вашего фильма «Нюрнберг». Что заставило обратиться к военной теме?

— В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная. Мой отец всю жизнь искал могилу погибшего брата — так ее и не нашел. Теперь этим занимаемся мы с моим братом. Дяде исполнилось девятнадцать, когда он погиб под Веной, в городке Лаксенбург. Если в начале войны была полная неразбериха и могилу нашего сорокалетнего деда, военврача, который попал в окружение и погиб под Харьковом, к несчастью, найти просто невозможно, то с могилой дяди другая история. Есть схема братского захоронения, там лежало 38 человек, есть карта его прежнего местонахождения, но могилу перенесли наши похоронные войска на кладбище в Вене. Какое конкретно, мы пока, к сожалению, узнать не можем. Отец в середине 60-х, еще при железном занавесе, умудрился попасть в Австрию, но так ничего и не отыскал. До конца жизни он писал в международный Красный Крест, в поисковые организации — ответы на запросы продолжали приходить, когда его уже не стало... И я много писал: в посольства, в редакции наших газет в Австрии и еще замечательному человеку — исследователю Петеру Сикслю, который составил поименно список всех советских граждан, погибших в Австрии. Он издал книгу, где упоминается имя нашего дяди, там указано, что он погиб в Лаксенбурге. Но где сейчас находится захоронение, так пока и не известно. Мы продолжаем искать.

Я не могу сказать, что увлекался военной историей. Но прикоснувшись к материалу Нюрнбергского процесса, почувствовал, как в нем пульсирует такая сила, энергия, содержится столько смыслов и нравственных уроков, что меня это захватило. Увлекла история, которая придумалась на основе реальных событий, увлекли отдельные сюжетные линии романа Александра Звягинцева «На веки вечные», на основе которого построен сценарий, увлекли исторические линии, параллели, связанные со всем известными персонажами — Романом Руденко, Марлен Дитрих, Германом Герингом. Мне было интересно исследовать, как люди сильные, обладавшие недюжинным интеллектом, становились на сторону зла, почему это происходило, зачем? Как этого избежать? И мне, конечно же, интересен главный герой фильма советский офицер Игорь Волгин — прежде всего потому, что он человек чистый, сильный, искренний, нравственный, настоящий. После войны он оказывается посередине выжженного пространства — и в прямом смысле слова и в переносном, когда многие вещи и понятия, которые он считал незыблемыми, оказались разрушенными изнутри, все важнейшие моральные и нравственные принципы подверглись сомнению, — слишком страшна уродливая реальность войны. Как выживать, как выходить из этого вселенского кризиса? Как найти силы жить дальше, как двигаться вперед, как не впасть в цинизм, неверие или депрессию? Вот что меня волновало.

Екатерина Гусева в триллере «Змеиный источник», 1997 год. Фото: Vostock Photo

— Картину должна была прокатывать крупная голливудская компания, поскольку в ее производстве помимо России участвовало несколько стран — Германия, Чехия, Великобритания.

— Ситуация изменилась не только для нашей картины, я очень надеюсь, что новый дистрибьютор справится с прокатом ничуть не хуже, и судьба картины сложится счастливо. Фильм потребовал колоссальных усилий большого творческого коллектива. Вообще, снимать за границей — а довольно большая часть «Нюрнберга» снималась за пределами страны — всегда очень непросто. Ошибочно считается, что это шикарно, здорово, приятно. Но, как говорил Альфред Хичкок, угольная шахта везде угольная шахта. Когда ты приходишь в павильон или на съемочную площадку у нас или за рубежом, сталкиваешься с одинаковыми проблемами.

Часть моего фильма «Изгнанник» снималась в Америке, это было совместное российско-американское производство. Я все время допытывался у исполнителей главных ролей Энн Арчер и Кипа Пардью, чем отличаются съемки в Америке от российских? В начале двухтысячных мне казалось, что американское кинопроизводство по сравнению с нашим — это нечто космическое. Впрочем, на тот момент отчасти так и было, поскольку у нас после девяностых кинематограф был фактически разрушен. Но обе мои звезды в один голос повторяли, что для Америки создание фильмов такой же трудоемкий и непредсказуемый процесс и он ничем не отличается от съемок в России, — и это оказалось чистой правдой. Вопрос не в том, где снимать, вопрос в том, ЧТО снимать. Я много работал за границей, по-мимо Соединенных Штатов снимал в Испании, Италии, Словакии, Тунисе, Швеции, Великобритании, Австралии... Знаю, о чем говорю.

На «Нюрнберге» пережили чешскую экспедицию. Работали прекрасной группой, но на дворе стояло сложное ковидное время. Каждый раз, выходя на площадку, я не знал, начнем мы съемку или нет: вдруг нас закроют, вдруг что-то ужесточится в санитарных нормах, которые менялись каждый день. В общем, меня не покидало ощущение, что мы движемся над пропастью по лезвию бритвы.

Когда вернулись в Москву, стало как-то проще. Вообще дома снимать легче, ты понимаешь окружающий мир, его закономерности, в том числе и неписаные, понимаешь, что происходит с людьми. В гостях действовать сложнее. Когда продолжили съемки на «Мосфильме», тоже в непростой эпидемиологической ситуации, я почувствовал себя более защищенным. Хотя и в Чехии мы работали без пауз, график был крайне плотным.

Евгений Миронов и Ольга Остроумова в триллере «Змеиный источник», 1997 год. Фото: Vostock Photo

Что касается совместного производства, то у нас в группе работали и снимались представители многих стран: Маркус Кунце, Клаус Шиндлер, Йоахим Пауль Ассбёк, Людвиг Холбург и многие другие актеры — из Германии, Вольфганг Черни — из Австрии, Лаура Бах из Дании, Карстен Норгаард и Брайан Каспе из Соединенных Штатов Америки, Шарлотта Харвуд из Великобритании, Матей Гавелка из Чехии, Ален Блажевич из Сербии, Зураб Кипшидзе из Грузии... Не могу не назвать замечательных российских актеров — Евгения Миронова, Сергея Безрукова, Игоря Петренко. А наших главных героев сыграли Любовь Аксенова и Сергей Кемпо, для него это первая главная роль в кино. Прекрасный, по-моему, актер, очень сильный, у них сложился интересный дуэт с Любой, которая уже известна зрителям.

Это был сложный опыт, мне приходилось постоянно переключаться с одного языка на другой. Не могу похвастаться, что у меня идеальный английский, хотя для работы его хватало. Мой оператор Ирек Хартович — американец польского происхождения, мы давно работаем вместе и общаемся на английском языке. Актеры тоже большей частью разговаривали на английском, иногда переходя на немецкий или чешский. Я не так легко, как другие, переключаю в голове этот тумблер, немецкого я вообще не знаю, но какие-то слова успел выучить.

Группа была по преимуществу чешской, и мы немного освоили чешский язык. В общем, это было большое и иногда рискованное приключение. Но теперь самое главное, чтобы у картины сложилась судьба.

Николай Лебедев с актерами на съемках фильма «Звезда», 2002 год. Фото: Ираклий Чохонелидзе/ТАСС

В моей фильмографии были сложные фильмы, например «Волкодав из рода Серых Псов», «Легенда № 17», а уж «Экипаж» трудный просто по определению, это фильм-катастрофа с огромным количеством персонажей. Но «Нюрнберг» по степени сложности превзошел все. Надо было воссоздать на экране 40-е годы прошлого века, найти исторический реквизит, выстроить сложные декорации, в том числе зала, где проходил процесс, завезти военную технику той поры, привлечь несколько сотен человек массовки, да еще и одеть всех в костюмы того времени. В общем, все было серьезно.

— Я побывала в Нюрнберге и поразилась, насколько маленьким и неприметным оказалось здание на окраине города, где проходил суд над нацистскими преступниками.

— Это только часть комплекса Дворца правосудия. А сам комплекс занимает несколько кварталов. Нам показали тюрьму, где содержались военные преступники, мы собирались там снимать, но в тот момент разразилась тяжелейшая ковидная история, так что тюрьму снимали в другом месте, стараясь не погрешить против ее исторического облика. Сам Дворец правосудия мы снимали тоже не в Нюрнберге — из-за ковидных ограничений туда было просто невозможно попасть, перебрались в Калининград, где сохранилась немецкая архитектура, европейская интонация. С удивлением узнал, что в здании, которое мы использовали как экстерьер Дворца правосудия, до нас снимались очень известные картины — например «Судьба человека», «Отец солдата», «Женя, Женечка и «катюша».

Николай Лебедев, 2022 год. Фото: Владимир Мышкин

— Как выбирали актеров? Много ли было претендентов на роли?

— С Безруковым мы давно собирались вместе поработать, да как-то не случалось. И когда я ему предложил роль Руденко, он сразу согласился, даже не читая сценарий. Такое доверие дорогого стоит. Перед Сергеем стояла сложная задача: у него все сцены проходят в зале суда, он произносит те самые официальные тексты, которые произносил в Нюрнберге главный обвинитель от СССР. И все. Но Безруков насытил сухие и жесткие строки мощной личностной интонацией. С ним было замечательно работать. А Миронову я позвонил прямо из Чехии, сказал: «Жень, такая ситуация. Есть роль одного из руководителей советской делегации, было бы здорово, если бы ты ее сыграл». Мы много с ним работали, делали вместе «Змеиный источник», «Апостола», он озвучивал одну из важных ролей в «Волкодаве...». Внешне могло бы показаться, что роль полковника Мигачева не совсем для него, однако Миронов — актер огромного диапазона, он может все. Когда я позвонил, Женя сразу отозвался. Меня радует, что он остается таким же дотошным в работе. Помню, как он возился с каждой деталью в «Змеином источнике», исписал целую кипу маленьких листочков, на каждом зафиксировав, что он делает в конкретной сцене: вытаскивает платочек, прикасается ко лбу, вытирая пот, снимает очки... Он очень точно продумывал каждую деталь роли.

Так как я находился в другой стране, прилететь в Москву из-за беспрецедентных ковидных запретов было невозможно, мы сидели у компьютеров и по скайпу проходили весь материал. Миронов читал сцену за сценой, обсуждал каждую деталь. Мы спорили, он предлагал свои идеи, я — свои; совместно дорабатывали диалоги, некоторые сцены переставляли, потому что он нащупал какие-то неточности в психологическом рисунке роли, переделывали, придумывали внешность персонажа, его повадки. Работать с Мироновым на площадке огромное удовольствие, он всегда сосредоточен, знает, чего хочет, внимательно слушает режиссера, подхватывает его идеи. И если предлагает что-то свое, то это всегда очень точно и интересно.

Как-то меня пригласили на премьеру фильма «Родина», где я впервые увидел на экране Любу Аксенову в роли девочки-мажора. Люба мне показалась очень убедительной, харизматичной. Позже мы повстречались на пробах «Мастера и Маргариты», и она даже была утверждена на одну из ролей. Мне очень хотелось с ней работать. Когда возник проект «Нюрнберг», я подумал о Любе снова, она стала одной из главных кандидаток на роль главной героини. Но так складывался ансамбль, что Люба не вписывалась в структуру картины. Она прошла пробы, но мы потом долго решали, в какой интонации снимать главную героиню, и утвердили другую актрису. Я позвонил Любе, зная, что актеры очень болезненно относятся к отказам, иногда очень сильно обижаются. К ее чести, Люба меня услышала: речь шла не об ее актерских качествах, а о выборе интонации роли.

2006 год. Фото: Централ Партнершип

Прошел год. За это время производство картины остановилось, потому что случилась пандемия. Восемнадцатого марта 2020 года должен был состояться первый съемочный день, 16 марта в Чехии объявили полный локдаун. Во время паузы я продолжал работать над сценарием и в какой-то момент выявил в нем логически недоработанные, неточные вещи. Стал переписывать, править, достраивать и в итоге понял, что ошибался по поводу характера героини, что надо его менять. В связи с этим актриса, которая уже была утверждена на роль и готовилась к работе, в новую систему координат не вписывалась, требовался другой человеческий тип.

Решив для себя, что надо менять характер персонажа, я позвонил утвержденной актрисе и попытался ей это объяснить. Это всегда мучительный момент. Актриса на меня смертельно обиделась, но тут уж ничего не поделаешь: картина — это живой организм, она, бывает, диктует свое. Только после этого я обратился к Любе. Она могла отказаться, памятуя о былой профессиональной травме, и вот тогда я попал бы в очень сложную ситуацию: пришлось бы проводить новые пробы и искать героиню заново. И не факт, что это получилось бы. Честно говоря, ожидал всего, чего угодно, но Люба тронула меня по-человечески и профессионально, сказав просто: «Да, я готова». Спросила только, когда будут новые пробы. Я ответил: «Вы уже их прошли». Так началась наша работа. С Любой было интересно, она знала, чего хочет. Мы не всегда совпадали в том, как видим роль, но всегда находили общий язык. И когда картина уже была смонтирована, потребовалось изменить интонацию некоторых сцен. По моей просьбе Люба озвучила их иначе, чем на съемочной площадке, и это дополнительно обогатило характер героини. На днях смотрел первую сборку по звуку, и мне очень понравилось, как зазвучали новые тона в роли Любы.

Оксана Акиньшина и Игорь Петренко в фильме «Волкодав из рода Серых Псов», 2006 год. Фото: Централ Партнершип

С Сережей Кемпо мы знакомы достаточно давно, работали вместе на «Легенде № 17», он играл хоккеиста Зимина, а потом на «Экипаже», где ему досталась весьма заметная роль бортпроводника Андрея. Я знал, что он очень разноплановый актер и может сыграть многое, надо только предоставить шанс. Вообще, это большая ошибка режиссеров, которые видят актеров только в одном амплуа и не дают им раскрыться иначе.

На самом деле актеры способны меняться кардинально. До «Змеиного источника» Миронов играл только положительных персонажей, а тут ярко проявился в резко отрицательной роли, потому что артист хороший. В этой же картине в новом, неожиданном качестве предстала и Ольга Остроумова. Помню, как Валентин Иосифович Гафт, с которым мне выпало счастье быть знакомым, восхищался этой ролью Ольги Михайловны, говорил, насколько она здесь непохожа на себя. Кемпо пробовался в мой проект «Мастер и Маргарита» и был утвержден на роль Ивана Бездомного. Тем, кто видел эти пробы — очень убедительные, азартные, немного шаржированные, — казалось, что Кемпо и есть такой «пролетарский поэт» в толстовке, он никогда не сыграет военного человека, умного, интеллигентного, тонкого, правильного, убежденного в своих принципах. Возникали серьезные споры с продюсерами. Мне это не впервой, сложно было утверждать и Игоря Петренко на Травкина в «Звезде», и Данилу Козловского на хоккеиста Харламова. Но Сергей все же сыграл в «Нюрнберге», и сыграл превосходно.

Он очень хороший актер, надеюсь, смогу с ним работать и впредь, он невероятно настоящий. В Сергее есть мощный человеческий стержень. При этом он способен, не используя возможностей грима и прочих внешних приспособлений, абсолютно преображаться внутренне. Он не из породы Актер Актерычей, которые приходят на площадку и спрашивают: «Чего изволите? Могу вприсядку пройтись с гармошкой, могу Шекспира продекламировать». Он очень вдумчиво работает с материалом, преодолевает с персонажем весь извилистый путь. Кемпо сыграл абсолютно положительного героя, а это сложно. Изобразить отрицательного персонажа несравнимо легче: в образе есть внутренний конфликт. А сделать живым идеального человека — сложнейшая задача. Сережа замечательно с ней справился, ему сочувствуешь, он вызывает сопереживание. При этом он и физически отлично подготовлен, все трюки в картине исполняет сам. Словом, многогранный человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Топ-8 ошибок родителей старшеклассников Топ-8 ошибок родителей старшеклассников

Ошибки, которые невольно совершают родители старшеклассников

Psychologies
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Связь поколений: как взрослым внукам выстроить гармоничные отношения с бабушками и дедушками Связь поколений: как взрослым внукам выстроить гармоничные отношения с бабушками и дедушками

Как наладить теплые отношения между поколениями без претензий и упреков

Psychologies
«Важно оставаться самим собой даже под слоем грима» «Важно оставаться самим собой даже под слоем грима»

Митя Фомин: о помощи от Робби Уильямса и квартире у моря

OK!
«Ученицы» и систематические домогательства: как журналистка Настя Красильникова раскрыла «кружок» педагогов-насильников «Ученицы» и систематические домогательства: как журналистка Настя Красильникова раскрыла «кружок» педагогов-насильников

Настя Красильникова — допустима ли дружба между преподавателем и ученицей

Psychologies
Кража века Кража века

Кража раритетов из дрезденской сокровищницы взбудоражила всю Германию

Караван историй
Щекотливое дело: как в традиционных обществах воспринимали талант и индивидуальность Щекотливое дело: как в традиционных обществах воспринимали талант и индивидуальность

Отрывок из книги биолога Марка Моффета «Человеческий рой» — о традициях бушменов

Forbes
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Большая перемена: зачем девелоперская группа «А101» занялась педагогическим дизайном Большая перемена: зачем девелоперская группа «А101» занялась педагогическим дизайном

Любой новый район Москвы должен быть обеспечен социальной инфраструктурой

Forbes
Рубанина из скумбрии, цахдон, харан кукли Рубанина из скумбрии, цахдон, харан кукли

Чем побаловать себя в разных регионах России?

Лиза
5 специй, которые помогут снизить высокое давление 5 специй, которые помогут снизить высокое давление

Контролировать давление можно не только лекарствами, но и специями

ТехИнсайдер
Черная смерть отразилась на генофонде жителей норвежского Тронхейма Черная смерть отразилась на генофонде жителей норвежского Тронхейма

Как повлияла Черная смерть на генофонд жителей норвежского города Тронхейм

N+1
Не только обрабатывать раны: как использовать перекись водорода в быту Не только обрабатывать раны: как использовать перекись водорода в быту

Одно недорогое аптечное средство способно отмыть весь ваш дом

ТехИнсайдер
Конфликт желаемого и реального: что такое когнитивный диссонанс Конфликт желаемого и реального: что такое когнитивный диссонанс

О том, как работает когнитивный диссонанс, какими бывают его проявления

Forbes
Город движущихся толп Город движущихся толп

Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини

Weekend
Кому идет шегги — удобная стрижка с быстрой укладкой Кому идет шегги — удобная стрижка с быстрой укладкой

Легкая взлохмаченность и рваные пряди — шегги идет практически всем

РБК
«Одолеть дементора»: можно ли вылечиться от депрессии раз и навсегда? «Одолеть дементора»: можно ли вылечиться от депрессии раз и навсегда?

Реально ли полностью вылечиться от депрессии и избежать обострений в будущем?

Psychologies
Щелчок по носу: как мы растем через кризисы Щелчок по носу: как мы растем через кризисы

О точках роста в кризисных ситуациях рассказывает коуч Оксана Набок

Psychologies
Как взбить пух в пуховике после стирки: рабочие способы, которые восстановят внешний вид вещи Как взбить пух в пуховике после стирки: рабочие способы, которые восстановят внешний вид вещи

После этих методов пуховик снова будет как новый!

ТехИнсайдер
Психолог объяснила, как оставаться счастливым в кризис несмотря ни на что Психолог объяснила, как оставаться счастливым в кризис несмотря ни на что

Можно ли в кризисное время радоваться жизни? Разбираемся вместе с экспертом

Psychologies
И обувь очистит, и макияж снимет... Вот, что ещё умеет оливковое масло! И обувь очистит, и макияж снимет... Вот, что ещё умеет оливковое масло!

Как еще можно использовать оливковое масло, кроме как заправить салат

ТехИнсайдер
Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов

Хочешь, чтобы ногти росли быстрее и выглядели здоровыми?

VOICE
Хабенский-Каренин и «Сын» Бутусова: как прошла «Золотая маска» в Красноярске Хабенский-Каренин и «Сын» Бутусова: как прошла «Золотая маска» в Красноярске

Пять спектаклей из Москвы и Новосибирска привезла «Золотая Маска» в Красноярск

СНОБ
Почему не нужно искать во всем светлую сторону: две причины Почему не нужно искать во всем светлую сторону: две причины

Объясняем, почему не стоит навязчиво искать во всем хорошую сторону

Psychologies
Ильф и Петров и конец НЭПа. В какое время был написан роман «Двенадцать стульев» Ильф и Петров и конец НЭПа. В какое время был написан роман «Двенадцать стульев»

В какой атмосфере родился magnum opus Ильфа и Петрова

Правила жизни
«Эта книга изменила историю нашей семьи»: как Томас Манн написал «нобелевский» роман «Эта книга изменила историю нашей семьи»: как Томас Манн написал «нобелевский» роман

Отрывок из биографии Томаса Манна, которую написал Колм Тойбин

Forbes
Как сохранить отношения при переезде в другую страну Как сохранить отношения при переезде в другую страну

С чем сталкиваются партнеры и как сохранить отношения после переезда

Psychologies
Одна вокруг света: капибары, аллигаторы и кобры Одна вокруг света: капибары, аллигаторы и кобры

188-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
Екатерина Манойло: «Отец смотрит на Запад». Отрывок из дебютного романа Екатерина Манойло: «Отец смотрит на Запад». Отрывок из дебютного романа

Глава из многослойной истории поиска собственной идентичности Екатерины Манойло

СНОБ
Открыть в приложении