О своих педагогах актриса Галина Киндинова рассказала в нашем интервью

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Галина Киндинова: «Старики МХАТа не воспринимали нас как конкурентов»

Актриса Галина Киндинова хорошо известна зрителю по фильмам «Приваловские миллионы», «Сладкоголосая птица юности», «Татуированная роза» и ролям в театре. О своих педагогах — Викторе Монюкове, Кире Головко, «великих стариках МХАТа», однокурснике Николае Караченцове и, конечно же, о муже Евгении Киндинове она рассказала в нашем интервью.

Беседовала Марина Порк

Фото: из архива Г. Киндиновой

Галина Максимовна, вся ваша творческая жизнь связана с МХТ. Вас хорошо знают как театральную актрису. Мечтали об актерской карьере с детства?

— Мечтала не только я, но и мой отец. В свое время он приехал в Киев из Винницы, его приютили друзья, которые работали в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки: Пимен Кондратьевич — заведующим постановочной частью, его жена тетя Паша — костюмером. Папа был принят на работу в постановочную часть, параллельно готовился к экзаменам на актерский. Но помешала война. К счастью, отец с нее пришел, встретил маму, вскоре родилась я. Об актерстве пришлось забыть, он вернулся на старое место работы. Мои школьные годы проходили в театре. Восхищалась Олегом Борисовым, замечательным Юрием Лавровым — отцом Кирилла. Театром тогда руководил Константин Павлович Хохлов, некогда служивший во МХАТе, а затем Михаил Федорович Романов. Там же работала жена Романова Мария Стрелкова, запомнившаяся зрителям по роли горе-певицы Леночки, поглощавшей сырые яйца, чтобы зазвучал голос, из кинокомедии «Веселые ребята». Конечно, окончив школу, я решила поступать в Киевский театральный институт. К экзаменам меня подготовила Ирина Потаповна Сметана, прекрасная скромная женщина. Она меня, можно сказать, вдохновила.

Через какое-то время к нам в институт в качестве председателя экзаменационной комиссии приехал ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский. Решилась к нему подойти, признаться, что хотела бы попробовать свои силы и поступить в Школу-студию. Радомысленский был краток: «Приезжай!» Программу готовила с удивительным артистом из театра Леси Украинки Дмитрием Васильевичем Франько. Подошла к нему, попросила о помощи. Он согласился. Спросила, сколько это мне будет стоить. «Нисколько, главное, чтобы мечта осуществилась» — и занимался со мной во время спектаклей, когда был свободен от своих сцен.

В Москву поехала, никому ничего не сказав. Пришла к Вениамину Захаровичу. Он отвел к мастерам, добиравшим курс, — Виктору Карловичу Монюкову и Кире Николаевне Головко. Монюков окинул меня взглядом:

— Как ты собираешься здесь жить? Кто-то будет тебе помогать? Стипендия у нас маленькая.

Понимала, что вряд ли, но горячо заверила:

— Будет.

— Что ты подготовила?

Я перечислила всю свою программу. Монюков попросил прочитать «Нунчу» из «Сказок об Италии» на украинском языке. Так я была принята.

Домой возвращалась счастливая. Когда о том, что буду учиться в Москве, узнал мой мастер Александр Иванович Соломарский, ахнул: «Зачем? Как ты там собираешься жить?» Мама, услышав, что уезжаю, разрыдалась и заявила: «Не пущу!» Ее уговаривали и мои педагоги, и друзья семьи. Наконец мама сдалась.

Галина Киндинова и Евгений Киндинов с однокурсниками, начало 60-х годов. Фото: из архива Г. киндиновой

— Как вспоминаете годы учебы в Школе-студии?

— Как свой золотой век. Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием. Виктор Карлович не только занимался с нами актерским мастерством, много рассказывал о профессии, но и готовил нас к непростой реальной жизни в театре. Он растил не столько актеров, сколько личностей, индивидуальностей. После летних каникул обязательно собирал весь курс, мы усаживались полукругом и каждый по очереди рассказывал, как провел время, чем занимался. Таким образом мы по-человечески открывали для себя друг друга. Сидела и восхищалась ими: «Какие замечательные ребята!»

Часто Виктор Карлович приглашал на встречи с нами интересных людей. По сей день помню, как сын Василия Качалова Вадим Шверубович рассказывал, что пережил в плену. Монюков дружил с Семеном Гейченко, директором Пушкинского музея-заповедника в Михайловском, который поражал всех своей эрудицией. В другой раз Владимир Заманский читал нам главы из романа «Доктор Живаго», что было по тем временам смело. Русскую литературу нам преподавал Андрей Синявский. Как проникновенно он читал стихи поэтов Серебряного века! Через несколько лет случайно встретила его в троллейбусе, подошла уверенная, что он меня не вспомнит. Но он вспомнил. Спросила Андрея Донатовича:

— Когда вы к нам придете?

Он горько усмехнулся:

— Боюсь, не скоро.

Так и случилось: писатель, литературовед получил семь лет колонии за антисоветскую пропаганду.

Кира Головко, 60-е годы. Фото: из архива Г. Киндиновой

Кира Николаевна Головко была женой адмирала, во время войны ее муж командовал Северным флотом, они жили в знаменитом Доме на набережной. Она была обеспеченной женщиной, тем не менее прекрасно знала действительность. Головко стала для нас настоящей мамой, часто приглашала к себе домой, накрывала столы, подкармливала, понимая, что на стипендию в 28 рублей прожить нереально. Мало того, однажды Кира Николаевна зазвала меня к себе, открыла ящик с обувью и говорит: «Выбирай любые туфли, какие тебе понравятся». А туфли там лежали просто шикарные. Я выбрала пару под платье и долго их потом носила. С Кирой Николаевной мы ездили с концертами на Северный флот.

Головко и Монюков никогда не разговаривали менторским тоном, обращались с нами как с равными себе. Виктор Карлович тоже часто приглашал нас в гости, кормил, поил, опекал. Во время наших посиделок мы говорили обо всем, пели, спорили, даже выпивали. Поэтому все очень подружились. Счастливое было время!

Галина Киндинова и Николай Караченцов, 60-е годы. Фото: из архива Г. Киндиновой

— Какое впечатление на окружающих производил в то время ваш однокурсник Николай Караченцов?

— Коля был жутким трудоголиком, любознательным, он постоянно что-то осваивал. Все девчонки хотели с ним танцевать. Педагог по танцам Ольга Всеволодская-Голушкевич ставила меня в пару с Женей Киндиновым, а я отказывалась, хотела танцевать только с Караченцовым. Колина мама была балериной Большого театра, двигался он просто потрясающе. В их доме жила обезьяна Линька, которую Колина мама привезла из Вьетнама. Кольку мы тоже иногда звали Линькой. Какой беспорядок устраивало это существо в квартире Караченцовых, не описать словами.

Только Колина трудоспособность — основная причина того, что, появившись на театральных подмостках, он сразу же просто засиял. Караченцов был неуемным, помимо танцев освоил пение и пел замечательно, вкладывая в это душу. А как потрясающе он дублировал зарубежные фильмы! Я была просто в восторге от того, как Коля озвучил Бельмондо. Уже окончив Школу-студию, мы продолжали каждый год собираться, делились друг с другом новостями, впечатлениями. Так воспитал нас Виктор Карлович.

Евгений Киндинов, 60-е годы. Фото: из архива Г. Киндиновой

— Евгений Киндинов, за которого вы вышли замуж, тоже был вашим однокурсником. Как развивались события?

— Когда я влилась во второй курс, Монюков усадил нас, как водится, полукругом, каждый вставал и рассказывал о себе. Когда встал Женя, помню, отметила про себя: а из свитера-то этот парень, чем-то отдаленно похожий на Маяковского, вырос — рукава заметно коротки. Свитер ему связала мама. Симпатичный, но уж больно юный. И наши жизни пошли параллельно. Помню, на лекции по марксизму-ленинизму мы с ребятами играли в слова: брали длинное слово и составляли из его букв другие, кто больше составит, тот и выиграет. По ходу лекции незаметно передавали друг другу записки со словами. В какой-то момент я засмотрелась на Женю и неожиданно для себя отправила ему записку: «Ты так похож на Маяковского, что я могла бы в тебя влюбиться». Ответ пришел незамедлительно: «Ты тоже мне нравишься, я тоже мог бы в тебя влюбиться». С этих записок все началось, жаль, что они не сохранились.

Учились на четвертом курсе, однажды решили собраться — посидеть попеть, выпить вина. Женя припозднился, а когда вошел в белой рубашке, криво повязанном галстуке, сером коротком пальтишке, сердце забилось: боже, как он прекрасен! Шепнула своему однокурснику Коле Малюченко:

— Помоги сделать так, чтобы Женя проводил меня домой.

— Хорошо.

Галина Киндинова и Евгений Киндинов, свадьба, 1970 год. Фото: из архива Г. Киндиновой

Но его помощь не понадобилась. В тот вечер мы ушли вместе, по дороге в общежитие впервые поцеловались. Утром проснулась с ощущением, что в жизни произошло что-то значительное. Мы начали встречаться. Кира Николаевна ставила с нами горьковских «Врагов». По сюжету моя героиня отвергала Жениного персонажа, так как влюбилась в революционера. Накануне репетиции мы поехали в Барвиху, купались, загорали, чуть не опоздали на электричку, в репетиционный зал вбежали счастливые. Начали разминать сцену, где я даю ему отпор, а у меня рот до ушей, не могу сдержать улыбку! Головко спрашивает: «Ты какую роль репетируешь? Прекрати улыбаться». А я ничего не могу с собой поделать. Про Женю в нашем выпускном спектакле известный театральный критик Павел Александрович Марков написал, что у Киндинова лучший студенческий дебют года.

Галина и Евгений Киндиновы, начало 60-х годов. Фото: из архива Г. Киндиновой

После Школы-студии нас обоих пригласили в труппу МХАТа, где служим по сей день.

— Как к вам отнеслись коллеги, когда вы пришли работать в театр? Что за атмосфера царила в труппе?

— В театр я пришла из нашей альма-матер, где нас опекали, поэтому ко мне отнеслись как к своей. Меня привел во МХАТ Виктор Яковлевич Станицын, уже на четвертом курсе он ставил со мной отрывки. Помню, в отрывке из Оскара Уайльда я была одета в платье, оголявшее плечо. Виктор Яковлевич как-то погладил меня по нему и пошутил: «Заверните это мне с собой». Старики тогда не были стариками, сохраняли мужскую стать, не утратили интереса к женщинам, но проявляли его достойно, красиво. Станицын говорил:

— Галка, ты пойдешь во МХАТ.

— Виктор Яковлевич, я решила показываться и в другие театры. Боюсь, во МХАТе не будет востребованности. В труппе и так множество молодых актеров.

— Это не имеет значения, ты будешь служить во МХАТе.

Галина Киндинова и Алексей Грибов в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели», 1973 год. Фото: из архива Г. Киндиновой

Действительно, я показывалась Олегу Ефремову в «Современник», и он сказал: «Галя, не могу сейчас тебя взять, приходи через год». В итоге мы с моим уже мужем Женей оказались во МХАТе. Встретили нас потрясающе. Старики отнеслись к нам доброжелательно. На мхатовскую сцену мы уже выходили в массовке спектаклей «Братья Карамазовы», «Три толстяка». Борис Николаевич Ливанов, игравший Митю Карамазова, был уже глубоко пожилым человеком. Но в нем чувствовалась такая мужская порода, которая никуда не исчезает, что о его возрасте начисто забывалось, он преображался на сцене. А как мощно он играл умирающего Егора Булычова!

В Кторове тоже ощущалась особая стать. Помню, как в первые годы в театре мне приходилось выполнять общественную нагрузку, приглашать коллег в ЦДРИ, раздавать билеты. Подошла к Анатолию Петровичу:

— Не хотите ли пойти на вечер в ЦДРИ?

Он элегантно взял меня под локоток:

— Вы наша новая актриса?

Это было сказано так, что я всеми фибрами ощутила: рядом не старый человек, а настоящий мужчина. В его поведении не было ничего фривольного, никакого «второго плана», намека на флирт, в нем просматривалось настоящее уважительное отношение к женщине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Почему Том Круз сам делает трюки на съемках? Гайд по безумию актера Почему Том Круз сам делает трюки на съемках? Гайд по безумию актера

Том Круз ломал конечности и мог погибнуть на съемках

Maxim
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Почему Мировой океан меняет свой цвет: зеленые воды Почему Мировой океан меняет свой цвет: зеленые воды

Почему так важен цвет океана и почему он меняется?

ТехИнсайдер
Как сохранить в доме порядок, если вы больше не доверяете горничным Как сохранить в доме порядок, если вы больше не доверяете горничным

Как быстро привести дом в порядок?

GQ
Эволюционное несоответствие Эволюционное несоответствие

Мы создавались для жизни в дикой природе с определёнными условиями

Robb Report
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Продлеваем жизнь маникюру: как определить свой тип ногтей и зачем это нужно Продлеваем жизнь маникюру: как определить свой тип ногтей и зачем это нужно

Лак не держится долго? Возможно, дело в ногтях

VOICE
18-летняя мама пыталась нанять киллера в интернете, чтобы убить своего 3-летнего сына 18-летняя мама пыталась нанять киллера в интернете, чтобы убить своего 3-летнего сына

Журналисты сообщили, что молодая мама из США решила избавиться от своего ребенка

ТехИнсайдер
Что посадить на даче: 8 продуктов, которые советуют нутрициологи Что посадить на даче: 8 продуктов, которые советуют нутрициологи

Дачный огород может стать источником настоящих суперфудов

РБК
Сетевой маркетинг: как спортсмены NCAA зарабатывают миллионы, оставаясь любителями Сетевой маркетинг: как спортсмены NCAA зарабатывают миллионы, оставаясь любителями

Как студенты-спортсмены зарабатывают миллионы

Forbes
10 фото Шинейд О'Коннор, которые говорят все о ее жизни 10 фото Шинейд О'Коннор, которые говорят все о ее жизни

Самые важные факты из жизни Шинейд О'Коннор

Maxim
«На жестовом языке видят сны»: как Елена Максимова создала проект по поддержке глухих «На жестовом языке видят сны»: как Елена Максимова создала проект по поддержке глухих

Основательница организации «Услышать тишину» — о сообществе глухих людей

Forbes
Константин Потапов Константин Потапов

Победитель Heineken Regatta — как прийти в яхтинг и что нужно, чтобы побеждать

Y Magazine
Как быстро и легко собирать большие пазлы: 6 стратегий Как быстро и легко собирать большие пазлы: 6 стратегий

Собрать пазл из 2000 деталей? Легко!

ТехИнсайдер
Почему рыба-капля выглядит так странно и смешно: факты Почему рыба-капля выглядит так странно и смешно: факты

Что мы знаем о рыбе-капле?

ТехИнсайдер
Как сделать автоответчик на айфоне Как сделать автоответчик на айфоне

Как поставить автоответчик на айфон и почему это удобно

CHIP
Болотное дело Болотное дело

На Suzuki Jimny туда, где только мокрое место осталось

Автопилот
Наследие пришельцев: почему испортился имидж продуктов с ГМО Наследие пришельцев: почему испортился имидж продуктов с ГМО

Отрывок из книги «Как ГМО спасают планету и почему люди этому мешают»

Forbes
Австралийские животные плохо справились с расселением в Азию из-за адаптаций к засушливому климату Австралийские животные плохо справились с расселением в Азию из-за адаптаций к засушливому климату

Аочему австралийским животным труднее расселяться в Азию, чем наоборот

N+1
От линейной к циклической: альтернативная модель развития экономики | Linear to Circular: an Alternative Model of Economic Development От линейной к циклической: альтернативная модель развития экономики | Linear to Circular: an Alternative Model of Economic Development

Циклическая экономика может стать альтернативой устаревшей экономической модели

Позитивные изменения
Тысячелетний танцпол! Археологи нашли древнее место для ритуальных танцев в Перу Тысячелетний танцпол! Археологи нашли древнее место для ритуальных танцев в Перу

На обнаруженной площадке танцы представляли собой дань уважения богам погоды

ТехИнсайдер
Физики нашли в замещенном апатите свинца комнатную сверхпроводимость при атмосферном давлении Физики нашли в замещенном апатите свинца комнатную сверхпроводимость при атмосферном давлении

Ученые нашли у апатита свинца сверхпроводящие свойства при комнатной температуре

N+1
Плюсы, минусы, подводные камни: как тренироваться на улице и не навредить себе Плюсы, минусы, подводные камни: как тренироваться на улице и не навредить себе

Как сделать тренировки на открытом воздухе комфортными и безопасными?

Maxim
Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении

Глава из откровенного и точного романа о взрослении Кевина Уилсона

СНОБ
Залив терпения: как нескольких поколений одной семьи жили на Сахалине Залив терпения: как нескольких поколений одной семьи жили на Сахалине

Глава из дебютного романа Марии Нырковой «Залив терпения»

Forbes
Боль и предательство: почему ушла из кино звезда фильма Боль и предательство: почему ушла из кино звезда фильма

Наталья Вавилова внезапно бросила кино на пике славы. Что же случилось?

VOICE
Усадьбы, пляжи и дома творчества: идеи для отдыха в Москве и Подмосковье Усадьбы, пляжи и дома творчества: идеи для отдыха в Москве и Подмосковье

Что можно увидеть на маршрутах нового проекта «Москва + Подмосковье»

СНОБ
Таргетная терапия уменьшила краниофарингиомы пациентов на 91 процент Таргетная терапия уменьшила краниофарингиомы пациентов на 91 процент

Исследователи сообщили об успехе II фазы испытаний таргетной терапии

N+1
«Кенгуру с карманом, набитым деньгами»: история румына с зарплатой в $10, который 14 раз законно выиграл в лотерею «Кенгуру с карманом, набитым деньгами»: история румына с зарплатой в $10, который 14 раз законно выиграл в лотерею

Математика или обман: история Стефана Манделя и его побед в лотереях

VC.RU
Открыть в приложении