Коливинги, вход через крышу и PropTech: как мы будем жить через 50 лет
В условиях самоизоляции «не выходить из дома» звучит как приговор. Однако уже в обозримом будущем это может стать общепринятым форматом нашего проживания, и на смену квартирам по ипотеке придут сервисные апартаменты в многофункциональных жилых комплексах.
Эксперты консалтингового агентства PwC считают, что в ближайшие 50 лет рынок недвижимости ожидает несколько глобальных изменений. Например, вход в здания будет располагаться на крыше, а сами они станут своего рода экосистемой, которую можно даже не покидать. Виной тому технологии, все больше внедряющиеся в нашу жизнь, а также переход от общества потребления к обществу впечатления, где услуги становятся основным ресурсом и уже сейчас все меньше людей готовы платить только за квадратные метры.
Кроме того, на рынок жилья вышло новое поколение арендаторов, выросших в мире, где все меняется в несколько раз быстрее, чем раньше, а потому и решения приходится принимать быстрее. Спрос на аренду в последние годы постепенно увеличивается, а предложение растет за счет новых форматов. На это влияют два ключевых фактора. Во-первых, молодые люди не хотят привязываться к месту и им все сложнее планировать долгосрочные вложения. Они чаще меняют работу, в любой момент может измениться и состав семьи, а аренда квартиры или апартаментов позволяет быть более гибким. Во-вторых, покупка жилья для его дальнейшей сдачи — невыгодная сделка: сейчас аренда недвижимости составляет 3% доходности. Если продать жилье и вложить эти деньги, например, в банк, ПИФы, акции, коммерческую или зарубежную недвижимость, доходность будет существенно больше. К тому же от недвижимости сложно избавляться. Если деньги понадобятся срочно, продавать квартиру придется с серьезным дисконтом.
С помощью генерального директора агентства Apple Real Estate Данилы Савченко мы решили разобраться, в чем преимущества и недостатки появляющихся предложений как для собственников жилья, так и для арендаторов, и как они изменятся в обозримом будущем.
Сервисные апартаменты — главный тренд
По данным PWC, 77% представителей рынка недвижимости рассматривают сервисные апартаменты как наиболее перспективную нишу. Помимо жилплощади как таковой, арендатор в этом случае получает доступ к услугам, привычным скорее для гостиницы. В Москве такая застройка, которая по документам не считается жилой, стала по большей части необходимостью из-за того, что некоторые участки земли в привлекательных для проживания местах подходят только для коммерческих построек. Это позволяет сделать такие апартаменты на 15–25% дешевле обычного жилья.
Популярностью в значительной степени пользуются именно сервисные апартаменты. Для собственников сдача помещений в аренду достаточно удобна, так как производится через посредника и не требует личного участия, а арендатор по итогам сделки получает практически новое жилье (хотя чаще всего небольшого размера) в удобном для себя районе с дополнительными сервисами (уборкой или консьерж-службой). Кроме того, такие апартаменты строятся в комплексах, где есть все необходимое для жизни: магазины, салоны красоты, спортзалы. Жизнь в своеобразной экосистеме, которую не нужно покидать без надобности, становится тенденцией новых поколений.