Каково это — быть первым, работать за пятерых и наблюдать Землю из иллюминатора

РБКНаука

Клим Шипенко — о космосе, вызовах и «Вызове»

Вернувшись из космоса со съемок фильма «Вызов», Клим Шипенко встретился с коллегой — режиссером и колумнистом «РБК Стиль» Антоном Уткиным, чтобы рассказать, каково это — быть первым, работать за пятерых и наблюдать Землю из иллюминатора

756391286681491.jpg
Георгий Кардава

Клима Шипенко непросто застать — внимательный, вдумчивый, забегает между другими встречами и моментально начинает рассказывать. С ним сразу переходишь на «ты» и врубаешься в самое «мясо» кино — ну, а про что же еще может быть интересно двум коллегам по цеху, как не про сами съемки на орбите? Весь разговор — на одном дыхании, одним непрерывным дублем со следящей съемкой. Не волнуйтесь, все специальные термины мы сопроводили развернутыми пояснениями, чтобы вам было легче следить за разговором о съемках фильма «Вызов» — совместного проекта «Роскосмоса», «Первого канала» и студии Yellow, Black and White.

— Клим, как твой полет внутренне ощущался?

— Психологически это ощущалось как очень такая сложная, но при этом крутейшая миссия — такой момент, когда я должен проявить себя со всех сторон на все сто. Это можно сравнить с матчем, к которому ты шел как спортсмен всю жизнь. И вот он, чемпионат мира, и ты либо будешь чемпионом, либо нет. У тебя такая задача: либо ты сейчас выложишься, и все произойдет, либо будешь потом себя плохо чувствовать, потому что ты этого не сделал. И это психологическое состояние — оно, наверное, повлияло, и на физическое, и на эмоциональное тоже. Так что я не почувствовал себя плохо на станции, у меня не было какой-то физической адаптации к невесомости, потому что мой организм будто заблокировал какую-то возможность плохо себя почувствовать или сказать «я устал». Знаешь, когда адреналин смешан с какой-то дикой страстью, что надо что-то очень важное сделать — тогда открываются какие-то сверхспособности, которые в обычной жизни тебе, в общем, и не нужны. Наверное, именно такая смесь меня и переполняла последние месяцы, и в те 12 дней на орбите она кардинально повлияла на то, что я там делал.

— Это знакомое тебе ощущение по предыдущему опыту в кино? Бывали такие сложные смены?

— Да, всегда есть смены в кино, когда ты знаешь, что должен «сдать кровь» сегодня: «это будет тяжело, мы все умрем, но по-другому это не получится». Это чувство я хорошо знаю — на каждом моем фильме есть такие смены. На последнем фильме, «Декабрь», таких смен была большая часть — на разрыв. Но даже эти смены не сравнятся с космическими. Все-таки на земле у тебя есть съемочная группа, которой ты, так или иначе, можешь сказать: «Что ты думаешь? Посмотри за этим, посмотри сюда. Что там со светом? Иди, поправь то, поправь это». А на орбите — нет, все ты.

— Да, когда я разговаривал с Юлей перед полетом, то вбросил ей идею, что, когда два человека готовят съемку наверху, это похоже на студенческое кино — и она эту мою метафору поддержала. А ты что думаешь про это?

— Это похоже на студенческое кино в том смысле, что там съемочная группа состоит из маленького количества людей, и они делают то, что в большом кино обычно делают 50 человек. А тут съемочная группа состоит практически из меня одного — ну и Юля в кадре, плюс она брала на себя реквизит, сама себя гримировала, одевалась сама. Так что да, это очень похоже — но у меня есть большой опыт съемок студенческого кино. Я, когда начинал, все делал сам — и снимал как оператор, и много других штук. Ну, как и все, наверное, студенческие фильмы делаются. Поэтому у меня есть школа такого кинопроизводства, партизанско-студенческого.

— С другой стороны, на Западе есть довольно именитые ребята, которые это делают — Пол Томас Андерсон, например, или Содерберг сами часто встают за камеру.

— Да, есть.

— И это как будто совершенно нормально.

— Я тоже думал о том, чтобы встать за камеру — но не о том, чтобы избавиться и от фокус-пуллера, и от гаффера, и от дольщика, и от механика камеры. (Смеются.) Этой мысли у меня не было. А за камеру я в каждом фильме становлюсь, снимаю пару кадров — это да. (Фокус-пуллер — человек, управляющий моторизированным кольцом фокуса объектива, позволяющего держать в резкости объекты, движущиеся в кадре; гаффер — главный осветитель или художник по свету; дольщик — оператор тележки, на которую иногда устанавливается камера.)

756391295146538.jpg
Георгий Кардава

— Чем эта история с фокусом закончилась, кстати?

— Я переводил фокус сам. Там же камера не имеет вес, то есть тебе не нужно напрягаться, ее держать, а второй рукой крутить фокус. На земле было бы сложнее — ты бы камеру одной рукой держал, а другой — подкручивал. А в космосе у камеры веса нет. Ты просто ее придерживаешь, чтобы она смотрела, куда тебе надо, а второй рукой крутишь с помощью фоллоу-фокуса (выносное регулировочное кольцо, которое управляет кольцом фокуса объектива через механическую или электронную передачу). Но это навык, и мне пришлось его освоить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Липкое полусладкое Липкое полусладкое

Полина Аронсон о том, как слушает Ирину Аллегрову

Weekend
Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет

Почему ученые пересмотрели хронологию поселения Мехргарх?

N+1
VIP деятельности VIP деятельности

Дмитрий Брейтенбихер о том, как банки перестраиваются в цифровом мире

Esquire
От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики

Что ждет человечество в будущем? Фантасты размышляют в своих книгах

Maxim
Что на самом деле показывает Netflix Что на самом деле показывает Netflix

Что лежит в библиотеке собственных сериалов и передач Netflix

Esquire
«Иллюзия правды. Почему наш мозг стремится обмануть себя и других?» «Иллюзия правды. Почему наш мозг стремится обмануть себя и других?»

Любовь — не единственное чувство, которое вынуждает восприятие сбиваться с пути

N+1
Пусть бегут неуклюже Пусть бегут неуклюже

Новые технологии и пандемия породили новый вид театра — спектакль-прогулку

Robb Report
За сколько можно похудеть так, чтобы все заметили? За сколько можно похудеть так, чтобы все заметили?

Какие сроки для похудения реальны – недели, месяцы, годы?

Cosmopolitan
Экологически чистое зазеркальное молоко Экологически чистое зазеркальное молоко

Макмиллан предложил название новому виду катализа — органокатализ

Наука и жизнь
Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло» Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло»

Сати Спивакова — о муже маэстро Спивакове и семейных традициях

Караван историй
10 признаков высокого интеллекта в обычной жизни 10 признаков высокого интеллекта в обычной жизни

Умного видно, даже если он не рассуждает о теории вероятности

Maxim
Модное просвещение: 8 фильмов о дизайнерах, которые можно посмотреть  на каникулах Модное просвещение: 8 фильмов о дизайнерах, которые можно посмотреть  на каникулах

Красивые и вдохновляющие истории, которые понравятся не только любителям моды

Esquire
Неореализм Неореализм

Киану Ривз, человек в Голливуде, который нравится абсолютно всем

Esquire
Разбирается в финансах и бизнесе, никого не оскорбляет: что известно о новом главе VK Владимире Кириенко Разбирается в финансах и бизнесе, никого не оскорбляет: что известно о новом главе VK Владимире Кириенко

Инвестировал в стартапы, на работе в «Ростелекоме» выстраивал партнёрства

VC.RU
«Дом Gucci»: семейный портрет в интерьере «Дом Gucci»: семейный портрет в интерьере

Черная комедия, замечательная сатира, высмеивающая высшее общество и его нравы

GQ
Кричащий кэмп: каким получился второй сезон «Эмили в Париже» Кричащий кэмп: каким получился второй сезон «Эмили в Париже»

Продолжение сериала о жизни легкомысленной сммщицы в Париже

РБК
«Мы разрушители стереотипов!» «Мы разрушители стереотипов!»

Антон Лаврентьев и Алина Астровская — о своем творчестве, семье и терапии

OK!
Чистка экосистемы, диалог с ЦБ и борьба с «Яндексом»: что «Сбер» рассказал инвесторам Чистка экосистемы, диалог с ЦБ и борьба с «Яндексом»: что «Сбер» рассказал инвесторам

Сбербанк подвел итоги первого года работы с новой трехлетней стратегией

Forbes
С глаз долой, из сердца вон: как удалить аккаунт в ВК, чтобы никто не обиделся С глаз долой, из сердца вон: как удалить аккаунт в ВК, чтобы никто не обиделся

Понятное руководство к действию: как удалить аккаунт во ВКонтакте

Playboy
Бык vs корова Бык vs корова

Среди ценителей гриля новый тренд - выбирать мясо молочных пород

Men’s Health
Грязь как полотно Грязь как полотно

Добро пожаловать в Dirty Car Art

Playboy
Климат-контроль: как испытывают поезда на способность ездить в дождь и снег Климат-контроль: как испытывают поезда на способность ездить в дождь и снег

В Вене находится самая большая в мире климатическая аэродинамическая труба

Популярная механика
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
В другом В другом

Для экспериментов в области дизайна 3D-печать — портал в завтрашний день

Robb Report
«What the fuck is going on? Вот в чем вопрос!» «What the fuck is going on? Вот в чем вопрос!»

Художник Дэмиен Хёрст о реальности и иллюзии, об искусстве и не-искусстве

Weekend
Калифорнийские схемы: как разбогатеть на кризисе доступного жилья Калифорнийские схемы: как разбогатеть на кризисе доступного жилья

Как разбогатели американские торговцы «мусорными» муниципальными облигациями

Forbes
Археологи нашли в Армении погребение двух женщин-воинов Археологи нашли в Армении погребение двух женщин-воинов

Археологи нашли погребение всадниц-лучниц

N+1
ESG: как заработать на ответственном инвестировании ESG: как заработать на ответственном инвестировании

Как не поддаться моде и научиться инвестировать в хорошие компании?

Forbes
Вид сверху: как и зачем кино летает над землей Вид сверху: как и зачем кино летает над землей

Фильмы о полетах и пилотах

GQ
Открыть в приложении