«Каждый раз все говорят, что наш бизнес должен умереть»: президент «Азбуки Вкуса» — о пандемии, IPO и фудхакинге
Президент «Азбуки Вкуса» Денис Сологуб рассказал Forbes, как ретейл переживает пандемию, стоит ли ждать банкротства «Азбуки Вкуса» и почему в кризис растут продажи еды и вина
Президент «Азбуки Вкуса» Денис Сологуб, в этом году впервые вошел в рейтинг 20 директоров-капиталистов Forbes. Ему принадлежит 0,6823% акций компании, Forbes оценивает этот пакет в $2,2 млн. Сологуб рассказал, как он относится к программам долгосрочной мотивации, почему ретейлер не планирует выходить на IPO, а сам топ-менеджер считает «Азбуку Вкуса» экосистемой питания.
— Программа долгосрочной мотивации была запущена «Азбукой Вкуса» в 2006 году. Кем она была инициирована и какие дала результаты?
— Это была идея акционеров (на тот момент «Азбукой Вкуса» владели Максим Кощеенко, Олег Лыткин, Сергей Верещагин и Олег Трыкин — Forbes). В нее были включены 15 топ-менеджеров, восемь из них до сих пор работает в компании на тех или иных позициях.
— У вас 0,6823% акций компании. Насколько вас это мотивирует и позволяет ли вам чувствовать компанию своей?
— Это некий кредит доверия, который был оказан мне на тот момент. Я понимаю, что есть определенные сложности с реализацией долей в непубличных компаниях, но у меня действительно появилось ощущение того, что компания является частично моей. С другой стороны, это повышает ответственность, и моя мотивация не ограничена мои трехлетним контрактом. В любом случае опцион — это игра вдолгую.
— Раньше звучали идеи относительно IPO «Азбуки Вкуса». В последнее время рынок заметно оживился, успешно разместилсяOzon. Вы не думали вернуться к этой идее?
— Мы об этом думали, но на сегодняшний момент целесообразности выхода на биржу для себя не видим. Плюс непубличности в том, что это позволяет реализовывать идеи не про доходность, а те, которые имеют более долгий стратегический прицел. Когда компания обременена инвесторами, которые требует сиюминутную прибыль, это часто усложняет работу.
— Программа долгосрочной мотивации, в рамках которой вы получили свой пакет, завершилась в 2013 году. Планирует ли компания новую?
— Долгосрочная мотивация должна быть. Вопрос в том, что она не будет прямым аналогом программы 2006 года, все-таки обладание реальным пакетом акций влечет за собой определенные сложности с его оформлением, участием в разного рода собраниях для принятия решений и т.д. Но есть и другие механизмы, над которыми мы сейчас думаем.
— В 2016 году у «Азбуки Вкуса» появились новые акционеры — Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова. Как новые акционеры относятся к программам долгосрочной мотивации? Насколько они в целом вовлечены в работу «Азбуки»? Общаетесь ли вы с ними?
— Они относятся очень позитивно и считают это правильным инструментом. С ними лично я не встречаюсь. У нас есть в составе совета директоров их представители, они принимают участие во всех заседаниях совета директоров и способствует стратегическому развитию компании. Принципиальных разногласий с фондами Абрамовича и Абрамова у нас нет, так или иначе, мы всегда приходим к некому консенсусу.