Карту на стол: как развивался русский авангрард
Редакция попросила искусствоведа Екатерину Андрееву рассказать, по какой схеме развивался русский авангард. Полученное вскоре от Андреевой изображение и сопровождавший его подробный комментарий опубликованы ниже.
Для описания русского авангарда в целом не подходит обычная плоская схема – он отказывается быть категоризованным и сопротивляется обыденности даже в этом. Полноценная схема авангарда в России должна быть трехмерной – как мозг с двумя полушариями или крона живого дерева.
Левое полушарие – творцы-заумники, правое – те, кто полагался на упорядоченные конструкции. Материя ствола состоит из двух основных элементов: родной заумникам анархии и системы, характерной для конструктивистов. Противоречие между единственным и стандартным – одна из самых важных проблем для заумников. Конструктивисты же предлагали снять это противоречие приказом по армии искусств. При этом каждая отдельная ветвь (нервов) тянется к цели сама по себе.
Василий Кандинский – первооткрыватель взрывного новейшего искусства, абстракции (1910 год). Традиция русского авангарда – часть общемирового модернизма: русскому авангарду предшествовал европейский. Из этого интернационального силового поля и вырос Кандинский, сооснователь немецкого «Синего всадника» (1911 год) и профессор Баухауса (1922 год). На схеме он располагается в геометричной правой части, потому что при всем своем интуитивизме он заложил начала московского Вхутемаса и Баухауса в Дессау – основных институтов конструктивизма.
Тип абстракции, созданный Кандинским в 1910-е, вновь возникает во второй половине 1940-х в живописи нью-йоркской школы: в 1948-м Джексон Поллок создает новое направление на почве биоморфной сюрреалистической абстракции 1930–40-х. Под названием «абстрактный экспрессионизм» оно в 1950-е захватит весь мир от Японии до Парижа, Ленинграда и Москвы. В 1957-м новый вид экспрессивного абстрактного языка, вслед за Кандинским и Поллоком, открывает в Ленинграде Евгений Михнов-Войтенко. Он узнает об авангарде от своего учителя – театрального режиссера и художника Николая Акимова.
В 1910 году в Петербурге было создано общество «Союз молодежи». В его выставках участвовали знаменитые художники-авангардисты Михаил Матюшин и Елена Гуро, Павел Филонов, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Владимир Татлин, Ольга Розанова, Волдемар Матвейс и другие. С 1913 года к «Союзу» примкнула «Гилея» – сообщество поэтов, основанное будетлянами Велимиром Хлебниковым и Давидом Бурлюком в том же 1910-м. В 1913 году идеолог «Союза» Михаил Матюшин, художник и музыкант, вместе с тогда еще малоизвестным живописцем Малевичем и поэтами-заумниками Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым поставил оперу «Победа над Солнцем». Рихард Вагнер мечтал, что опера однажды станет гезамткунстверком – совокупным произведением всех искусств, и авторы «Победы» создали нечто в этом роде, показав к тому же небывалое, беспредметное и нечеловеческое зрелище. Подразумевалась победа над солнцем старого мира, который Малевич позднее назовет зеленым. Состояние перехода к новому миру он обозначил как «торжество депо». А новый мир, идущий на смену «депо», символизировали гигантские геометрические фигуры.
Наибольшее влияние на мировое искусство оказали идеи Малевича: «Черный квадрат» (1915 год) порождает продолжателей. За американскими минималистами Фрэнком Стелла и Эдом Рейнхардтом последовал постмодернист Аллан Макколлум, который выставил «Суррогатные картины» – множество гипсовых слепков, имитирующих черные прямоугольники в черных рамах. Но и у более сложных картин Малевича, например «Белого на белом» (1918 год), нашлись свои продолжатели. После нее он на время отказался от живописи, выставив в 1923 году в Академии художеств чистый холст под названием «Супрематическое зеркало» – воплощение «несмысла», высшего состояния бытия, превосходящего все скоропортящиеся смыслы жизни. Малевич вывез свои картины в Германию, откуда они попали в США и там повлияли на несколько поколений. Влияние это усилилось благодаря ученику Малевича Эль Лисицкому, который в 1928 году создал в Ганновере