Ностальгия по СССР: как менялось отношение россиян к распаду Советского Союза
В 1992 году 32% россиян без сожаления относились к распаду советского государства — и это максимальная цифра за последние 30 лет: в дальнейшем число только снижалось. В 2022 году в опросах к столетию образования СССР лишь 20% ответили, что им не жаль, что такой страны больше нет — при том, что число людей, заставших советский строй, снижается. Forbes Life поговорил с экспертами о том, почему ностальгия по СССР усиливается с годами
В 1991 году в семи странах Восточного блока, где проводились исследования компании Pew Research Center, больше половины граждан одобрительно относились к многопартийной системе и свободному рынку, а в Восточной Германии и Польше это число достигало 90%. Другими словами, слом советского строя не вызывал тогда общественного резонанса. За исключением 2009 года, когда финансовый кризис заставил некоторых разочароваться в либеральных экономических реформах 90-х годов, ностальгии по советским временам в этих странах практически не возникало. Чего не скажешь о России, где к распаду СССР никогда не было однозначного отношения.
Отношение сразу после распада
Согласно данным Фонда общественного мнения (ФОМ), который 30 лет следит за динамикой общественного мнения по этому вопросу, в 1992 году 69% респондентов заявляли, что жалеют о распаде СССР. А 32% относились к этому без сожаления, что стало максимальным показателем за все время опросов, сделанных организацией. Проведенные в том же году замеры общественного мнения «Левада-центром» (признан иноагентом) показывают схожий результат (66% против 23%).
Однако с течением времени отношение россиян к СССР начало меняться. Так, к 2000 году доля жалеющих о распаде страны, по опросам Левада-центра, выросла до 75% — абсолютный максимум за всю историю их исследований. А по данным ФОМа, пик таких настроений был достигнут в 1999 году: 85% против 11% тех, кто относился к распаду Союза равнодушно или позитивно.
Резкое усиление негативных оценок распада СССР в конце 90-х годов объясняется в первую очередь социально-экономическими потрясениями, выпавшими на долю людей в так называемые «лихие девяностые»: бедность, разгул преступности, массовые увольнения. Ностальгия же, как говорят исследователи из Высшей школы экономики, часто «играет роль антидепрессанта, анестетика и адаптогена одновременно», поэтому в ситуации стресса и финансового неблагополучия воспоминания об СССР будто позволяли отвлечься от настоящих переживаний.
«Вообще запрос на советское как на «золотой век» возник примерно в 1993 году, то есть «черное мышление» (как называли этот социологи феномен, согласно которому все советское — это плохо, историческая ошибка, — Forbes Life) в массовом сознании очень быстро начало уходить. Уже во второй половине 90-х годов начинается возврат к идее «золотого века» брежневской эпохи, причем на это стремительно откликнулись и масс-медиа, которые предлагали аудитории советские фильмы и песни. Судя по рейтингам, у людей, уставших от неопределенности, был на это спрос», — комментирует Forbes Life эволюцию ностальгических чувств в 90-е годы кандидат экономических наук, социолог Любовь Борусяк.
Олицетворением набирающей обороты ностальгии стал запуск музыкального проекта «Старые песни о главном». Как пишет Анна Новикова из Высшей школы экономики, выход этого телевизионного проекта — реперная точка в образе советской эпохи на экранах телевидения, ведь в передаче «советское» предстало не как объект для критики или иронии, а как «потерянный рай».
«Сытые нулевые» снижают ностальгию
Новой вехой в коллективном восприятии СССР и его распада стало первое десятилетие 2000-х годов, когда доля скучающих по СССР начала неуклонно снижаться. По данным ФОМа, с 2001 по 2011 год число россиян, которые негативно относятся к распаду СССР, упало на 20% — с 79% до 59%. Похожая динамика прослеживается и в опросах «Левада-Центра»: если в 2000 году 75% респондентов сожалели о распаде СССР, то к 2012 году таких стало 49%.
Вероятно, изменение тренда восприятия СССР на противоположный продиктовано улучшением социально-экономической ситуации в стране. Как комментировали экономисты в 2008 году, «валовый внутренний продукт за восемь лет (2000 - 2007 гг.) вырос на 72%; чуть меньше, но не менее впечатляюще вырос объем промышленного производства (на 56,2%). Внешнеторговый оборот увеличился более чем в пять раз, инвестиции в основной капитал — более чем в 2,5 раза, реальные доходы населения — почти в 2,5 раза». По словам директора Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игоря Николаева, российская экономика росла благодаря «высоким мировым ценам на нефть, накопленному в 90-х потенциалу роста, а также немногочисленным относительно удачным реформам».