«Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель»

Караван историйЗнаменитости

Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной»

«Я нахожусь в идеальной ситуации. Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель. Я просто пришел и еще раз напомнил, чем мы занимаемся, нам всем, себе; причем это был тоже определенный вызов. Ну, раз так судьба поворачивается, я не мог бросить детище моего великого учителя. Я знаю, сколько он потратил времени на эту идею».

Беседовала Анжелика Пахомова

На Владимире Львовиче: рубашка BORRELLI, Bosco di Ciliegi

Владимир Львович, часто прихожу на спектакли в Театр Табакова, вижу вас на сцене. Подметила такую вещь: мне кажется, несмотря на ваш многолетний опыт, в процессе работы до сих пор присутствует такое хорошее волнение, даже трепет... Что вы это состояние бережете...

— Конечно. У меня это начинается где-то за день до спектакля. Это предчувствие выхода на сцену. Такое повышение внутренней температуры, когда твои мышцы, твои суставы начинают гудеть в предчувствии какого-то выброса. Потому что, как правило, театр всегда берет очень острые предлагаемые обстоятельства жизни. И поэтому артисту нужно сделать этот шаг на сцену. И чем дальше этот шаг от себя — тем лучше, тем ближе к персонажу, к его образу, к пониманию автора, к психологии. Вот эти предчувствия, наверное, на уровне рефлексов... У нас же в театре какая интересная ситуация... Художник, у него сегодня есть вдохновение — он пишет. А если его нет — не пишет. Писатель хочет — пишет, не хочет — не пишет. А артист театра в семь часов вечера должен быть полон сил, надежд, веры, вдохновения, хотя это очень зыбкое слово — «вдохновение», — но он должен быть воодушевлен этой совместной работой, существованием со зрителем. Мы же все равно работаем неким зеркалом... Вы знаете, мы, артисты, живем в своем отсчете времени. Мы, например, всегда предчувствуем первый, второй, третий звонок... Это все этапы существования артиста и его подготовки. Когда ты слушаешь зал, как он готовится к спектаклю. Все залы разные абсолютно.

— Если позволите сказать, как зрителю «Ревизора» и «Матросской тишины». После всех этих спектаклей у меня было ощущение, что они прошли только для меня и вам так интересно это играть. И это навело меня на мысль, что, наверное, вы понимаете, что для зрителя это все будет в первый и последний раз. Вопроса не было, это просто такое замечание.

— Нет-нет, вопроса не было, но вы абсолютно правы. Понимаете, для нас все равно так или иначе в большинстве наших спектаклей существует некая невидимая четвертая стена, но мы всегда чувствуем зрителя. Я очень чувствителен к зрительному залу... Если слышу, что кто-то ерзает, значит, это моя вина. Сразу понимаю, что я не интересен. Мне не хотелось бы, чтобы люди тратили свое драгоценное время впустую.

Замечательный, потрясающий наш художник, путешественник, писатель Федор Филиппович Конюхов как-то приходил в театр. Мы с ним говорили о том, что он очень ценит время, оно для него имеет материальную основу, потому что оно для него состоит из Бога, вот он задал такой ритм... Ведь как такового времени вроде и нет. Мы так привыкли, а жили бы ночью, днем бы спали, было бы по-другому. Время придумали люди, чтобы все дела не происходили одномоментно. Поэтому важно — где и как ты его проводишь. И мне бы хотелось, чтобы два часа, проведенные в театре, были для зрителя наполнены смыслом.

На Владимире Львовиче: рубашка BORRELLI, пиджак Brooks Brothers, все Bosco di Ciliegi

— Мне очень интересен вопрос про вашу будущую поездку в Сибирь, на поиск студентов для Театральной школы Олега Табакова. Она и так уникальна тем, что в нее можно поступить уже после 9 класса. Так еще и в несколько городов России приедет комиссия и можно будет показать себя. Это была ваша идея?

— Это принцип нашей школы, придуманный не мной, а нашим художественным руководителем, бессменным... Бессмертным внутренним руководителем, Олегом Павловичем Табаковым. Когда он создал колледж, одним из основных принципов приема студентов было то, чтобы педагоги сами посещали отдаленные от Москвы города. Не у всех есть возможность поехать в столицу, тем более в таком раннем возрасте, поэтому мы двигаемся туда, в регионы. Ближайшие отборы будут в Екатеринбурге, Туле, Кузбассе, Приморье, Красноярске и Краснодаре.

— Сами будете ездить?

— Обязательно. Это у нас уже третьи большие отборы со мной. По нашей уникальной системе интегрированного среднего и высшего образования студенты получат диплом о высшем образовании.

— Сотни людей придут, наверное. Как же в такой толпе заметить талант...

— Да, приходит большое количество людей. У нас есть определенные этапы отбора. Мы, еще когда приезжаем, обязательно вначале разговариваем с людьми, насколько им это нужно. Актер — это прекрасная профессия, но и большая ответственность. Никаких гарантий она тебе не дает. Только работоспособность и увлеченность могут дать свои плоды. А обучение у нас — это постоянное нахождение в одной связке с действующими артистами, которые и являются педагогами школы.

— Мне особенно интересно, что едете в сибирские города. Я родом из Новосибирска. Моим первым журналистским заданием было — сходить в Новосибирское театральное училище и узнать, как там на протяжении двух лет учился наш земляк Владимир Машков. А у вас какие воспоминания остались о тех годах?

— Воспоминания у меня остались самые хорошие. Хотя это было сложное время, исход Советского Союза. Когда я поступил, только умер Брежнев. Атмосфера вокруг — это была уже не ирония, а какое-то саморазрушение... Вроде, еще не свобода, но уже все всё понимают... У нас был великолепный творческий курс. Он позже стал основой известного новосибирского театра «Глобус». Если бы я доучился в училище, я бы и в Москву, возможно, не поехал. Потому что Новосибирск — прекрасный город, наполненный талантами, очень театральный. Чего стоят старейший театр «Красный факел», ТЮЗ...

Сцена из спектакля «Ревизор». В роли Городничего — Владимир Машков , в роли Хлестакова — Владислав Миллер. Премьера в 2019 году. Фото: пресс-служба Московского театра Олега Табакова

— Так приятно слышать знакомые, родные названия. А помните своих преподавателей?

— Конечно. Станислав Горбушин, Владимир Гранат, это мастера нашего курса, у нас было очень творческое училище. Мы делали много самостоятельных работ. В конце первого года обучения я показал первый акт пьесы Исидора Штока «Чертова мельница», и его взяли как дипломный спектакль, то есть мы развивались очень активно. И первые мои попытки сделать что-то как режиссер были там. Причем у наших педагогов были дружеские отношения с картинной галереей, которая на Красном проспекте. Вот в этой картинной галерее нам дали ключи, там была большая комната, где мы переодевались и спали, потому что у нас же общежития не было.

— Как? Снимали квартиру?

— Какие квартиры, вы что! Когда я приехал в Новосибирск и поступил, я снял недалеко, на улице Серебренниковской, в деревянном доме, в бараке, койку рядом с бабулей, она мне ее сдала... Там печка была... И такая веселая бабуля, она все время говорила стихами: «Вот Володенька пришел, что-то там себе нашел». Очень творческий человек. Она мне сдавала кроватку, которая стоила, по-моему, 35 рублей, это были большие деньги. Стипендии у нас не было ни у кого. Мы работали без остановки, увлеченно, очень много интересного было. У меня сохранились и записи уроков, и то, что я делал, какие мы придумывали упражнения. Литература, изобразительное искусство...

Наш педагог по изобразительному искусству был потрясающий человек. Он рано утром всех собирал, показывал картины на диапроекторе и рассказывал о них. А так как это девять утра, многие еще спали, и нас было всего несколько человек. Мы вступили в такую игру: стали быстро зарисовывать произведения искусства шариковой ручкой. Он начинает, допустим, рассказывать про Караваджо, который первый изобрел блик, рефлекс ткани, и мы пишем и зарисовываем картинку. У меня где-то даже сохранились эти рисунки. Очень интересное исследование. И я до сих пор помню многих художников, о которых узнал именно из тех лекций. Так что только самые хорошие воспоминания об училище, которое теперь, я знаю, стало институтом. Я в нем не доучился, расставание было острым, ярким... Так вела судьба.

— Но именно благодаря этому жизненному обстоятельству вы поехали поступать в Москву....

— Да, когда я приехал в Москву, я поступил к Ивану Михайловичу Тарханову, в Школу-студию МХАТ, там были великие мастера, величайшие. У нас преподавали Василий Петрович Марков, Софья Станиславовна Пилявская, Олег Николаевич Ефремов к нам приходил. Это было еще до того, как пришел Табаков. Вначале я даже подумал, что это очень серьезное учебное заведение. Потому что нам начали говорить: не надо никаких самостоятельных работ. Но потом появились возможности для самостоятельной работы, в общем, началась интересная жизнь. Но начиналась она оттуда, из Сибири, от этих творческих людей, заразивших нас всех театром.

На Владимире Львовиче: рубашка BORRELLI, пиджак Pal Zileri, все Bosco di Ciliegi

— Владимир Львович, если переходить к тем годам, когда вы уже вошли в молодой коллектив будущего театра Табакова. Мне кажется, что это понятие о молодости, о студийности, оно идет корнями оттуда...

— Да, это последствия воспитания, это Табаков виноват, не я. Дело в том, что он собрал в свой театр каких-то пацанов черт знает откуда, таких очень динамичных, пластичных, одним словом — лихих... И это заложило основы. Мы же все, первый его набор, делали в театре абсолютно все сами. Тогда, в 1985 году, Театр Олега Табакова еще не был открыт официально, но работал: студенты играли дипломные спектакли, а зрители ломились, и часто не могли попасть на спектакли. Первый спектакль, который я увидел в подвале — «Полоумный Журден», еще раз убедил меня, что я попал в театр, о котором мечтал. Ни в каком другом я себя не представлял. Я до сих пор убежден, что мы продолжаем дело русского психологического театра, что для меня это место жизни моих чувств.

— Там все очень просто было, даже, по-моему, для зрителей не кресла, а скамейки стояли. И это было счастьем, так как и вопрос помещения поначалу стоял остро...

— Да, до этого много было попыток у Табакова получить помещение, которые заканчивались трагически, когда ему не давали пространства. Случилось это чудо — дали угольный подвал в доме на улице Чаплыгина. И в 87-м году театр появился официально. Поэтому отравлен такой хорошей студийностью. Она передалась нам, она суть нашего существования, студийность, которую начал Константин Сергеевич Станиславский с его возможностями создавать артистов. Артисты создают артистов, передают им опыт. У нас в школе все педагоги — действующие актеры театра. И на первом году обучения студенты выходят на сцену вместе со своими педагогами. В этом и есть их главное обучение.

— Кстати, о легендарном Подвале. Что сейчас происходит с Исторической сценой театра на Чаплыгина? Вы сказали, что там капитальный ремонт дома.

— Да, ремонтируется весь дом. Сейчас начинается ремонт нашей Исторической сцены. Мы сделаем ее современной, сохранив камерность и атмосферу. Все это время нас периодически топило, из-за того что коммуникации старые. В общем, это будет бережное сохранение атмосферы нашего легендарного Подвала, он будет таким же, как и 35 лет назад. Но с современными коммуникациями и более удобным для зрителя. Ведь 35 лет, с момента его открытия, не было ни разу настоящего ремонта... А эта сцена уникальна тем, что у нее есть крупный план, возможность очень близко подойти к зрителю.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Как сделать кожу светлее: домашние средства, научные факты и советы врача Как сделать кожу светлее: домашние средства, научные факты и советы врача

За счет чего работают средства по осветлению кожи и как не навредить себе

РБК
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
В чем секрет соленых огурцов: почему все их так любят? В чем секрет соленых огурцов: почему все их так любят?

Объяснить иностранцу на словах, в чем сила соленых огурцов, почти невозможно

Maxim
Александр Збруев: Александр Збруев:

Я вел двойную жизнь

Коллекция. Караван историй
Одна вокруг света: свадьба рек и встреча с игуаной Одна вокруг света: свадьба рек и встреча с игуаной

194-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
Ее секреты Ее секреты

Регина Тодоренко — о мечтах, страхах, блогерстве и пути в большое кино

OK!
Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
10 ошибок, которые ты совершаешь в ванной комнате 10 ошибок, которые ты совершаешь в ванной комнате

Казалось бы, что может быть проще, чем принять душ?

Лиза
Максим Белбородов: «Важно, чтобы каждый момент времени ты проживал осознанно» Максим Белбородов: «Важно, чтобы каждый момент времени ты проживал осознанно»

Если бы я выбирал свои проекты! Это они выбирают меня

Коллекция. Караван историй
5 роковых ошибок при выборе зимней обуви, которые  ты совершаешь - исправляем вместе 5 роковых ошибок при выборе зимней обуви, которые  ты совершаешь - исправляем вместе

Как найти действительно теплую и долговечную обувь на зиму?

VOICE
Ценный кадр Ценный кадр

Как стать таким сотрудником, которого не уволят даже в кризис

Добрые советы
Сама по себе Варя Сама по себе Варя

Варвара Феофанова — об узнаваемости, экспериментах в кино и работе с мужем

OK!
Бестужевы (Бестужевы-Рюмины) Бестужевы (Бестужевы-Рюмины)

Бестужевы — род с таинственным происхождением и запутанной генеалогией

Дилетант
Последний царь: о чем забыли создатели документального фильма о Петре I Последний царь: о чем забыли создатели документального фильма о Петре I

Факты, которым не нашлось места в документальном фильме о Петре I

Forbes
«Боец музыкального фронта» «Боец музыкального фронта»

Жавдет Айдаров навсегда остался настоящим ленинградцем

Дилетант
Туринская Плащаница и исчезновение Клеопатры: 7 мистических находок археологов Туринская Плащаница и исчезновение Клеопатры: 7 мистических находок археологов

Семь самых интригующих находок археологов

ТехИнсайдер
Математики решили задачу, предложенную Леонардом Эйлером в середине XVIII века Математики решили задачу, предложенную Леонардом Эйлером в середине XVIII века

Математики сделали важный шаг к решению уравнений Навье-Стокса

ТехИнсайдер
«Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него «Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него

Отрывок из романа о домашнем насилии «Беги» Лидии Давыдовой

Forbes
Что делать, если смартфон быстро садится на холоде? Что делать, если смартфон быстро садится на холоде?

Рассказываем, почему телефон разряжается на холоде, и делимся полезным лайфхаком

Maxim
Денис Конанчук: «Лидерам сегодня не у кого подсмотреть готовые решения» Денис Конанчук: «Лидерам сегодня не у кого подсмотреть готовые решения»

Нынешний кризис существенно отличается от предыдущих

РБК
Искушение манящей красотой Искушение манящей красотой

В Ингушетии так много красивых мест, что можно потерять счет дням, изучая их

Отдых в России
Дети в сети Дети в сети

7 рисков, которые подстерегают ребенка в интернете

Лиза
Апельсины могут улучшить зрение - факт или миф? Вся правда об этом удивительно полезном фрукте Апельсины могут улучшить зрение - факт или миф? Вся правда об этом удивительно полезном фрукте

Факты об апельсинах, после которых вам непременно захочется сходить в магазин

ТехИнсайдер
Краски Кольского Краски Кольского

Зимой Кольский полуостров обретает удивительные краски природы

Отдых в России
Страшные истории обыкновенных людей: фрагмент нового романа Ксении Букши «Но человека человек. Три с половиной убийства» Страшные истории обыкновенных людей: фрагмент нового романа Ксении Букши «Но человека человек. Три с половиной убийства»

Отрывок из пронзительного и выверенного романа Ксении Букши

Правила жизни
Граф Толстой, давайте без голосовых. Как общались между собой жители Российской империи Граф Толстой, давайте без голосовых. Как общались между собой жители Российской империи

Как связывались и обменивались новостями граждане Российской империи?

СНОБ
Дьявол под видом ботаника: как Сэм Бэнкман-Фрид всех одурачил Дьявол под видом ботаника: как Сэм Бэнкман-Фрид всех одурачил

Сэм Бэнкман-Фрид создал финансовую пирамиду и не отрицал это

Forbes
Морской путь Морской путь

Что собой представляют круизные лайнеры последнего поколения

Robb Report
Открыть в приложении