О жизни народной артистки СССР Галины Макаровой рассказывают её дочь и внуки

Караван историйЗнаменитости

Татьяна Пекур, Яна Макарова, Егор Климович: Ее души на всех хватало

Мама очень любила дождь. Однажды я спросила "Ну почему тебе нравятся серость и слякоть?" и услышала — "Это с молодости... Мне казалось, что в такую погоду Ивушка никуда не уйдет, а останется дома, со мной".

Записала Ирина Майорова

Фото: Ленфильм/кадр из фильма «Молодая жена»

О жизни народной артистки СССР Галины Макаровой рассказывают дочь и внуки.

Татьяна: Как-то осенью к бабушкам на скамейке у нашего подъезда подошел человек — одет прилично, под мышкой коробка конфет. Слегка конфузясь, стал рассказывать:

— Вчера в гостях у друга перебрал и до дома не дошел — уснул у вас во дворе на лавочке. А утром обнаружил, что кто-то положил мне под голову подушку и укрыл одеялом. Не знаете, кто бы это мог быть?

— Да тут, мил человек, и гадать не надо! — ответили старушки. — Макарова — больше некому!

И он пришел к нам с благодарностями.

Этот случай хорошо помню. Мужчину мама увидела, возвращаясь после спектакля. Когда не получилось разбудить, поднялась в квартиру, взяла подушку, плед — и устроила незнакомца с комфортом. Сама, одевшись потеплее, села в кресло на балконе — следить, как бы ее подопечного не обобрали хулиганы. Всю ночь несла караул, а на рассвете задремала. Когда открыла глаза, подушка и аккуратно свернутый плед лежали на лавочке. «Ну слава богу, раз порядок навел — значит, обошлось без приключений», — обрадовалась мама.

В другой раз она выручила парня, за которым гналась милиция. «Вхожу в свой двор, — вспоминала, — а там полным-полно оперативников — бегают, суетятся. Открываю дверь в подъезд и вижу прижавшегося к стене парнишку. Лицо белое, дрожит как осиновый лист:

— Не выдавайте меня, пожалуйста! Клянусь, я ни в чем не виноват...

Командую:

— А ну, пойдем со мной!

Дома наливаю чаю с травками, чтобы успокоился и перестал трястись. Я в людях немножко разбираюсь и вранье за версту чую — тут по всему выходило, что мальчишку подставили... Через час выглядываю в окно — вроде никого. Подаю знак «Давай! Можно!» Парнишка и дунул что есть мочи, сказав на прощание: «Спасибо, что поверили! До конца жизни не забуду!»

Яна: А как бабушка чужого человека — одного! — в квартире оставила? По-моему, в тот раз она тоже возвращалась из театра. Смотрит, на земле, привалившись спиной к дереву, сидит молодой мужчина азиатской наружности. Спрашивает его: «Переночевать негде? Пойдемте, я вас устрою». Дома накормила, постелила ему и говорит: «Мне нужно на дачу, там цветы без полива погибают. Утром вернусь и вместе позавтракаем».

Возвращается на рассвете и застает такую картину: азиатский гость спит, а рядом с подушкой лежит самый большой из наших кухонных ножей. Он, бедный, решил, что заманили в «малину», а ночью придут бандиты — и поминай как звали. Бабушка сделала вид, что ножа не заметила, — зачем ставить человека в неловкое положение? Накормила и собрала туесок в дорогу, узнав, что возвращается на родину. Потом он еще долго передавал нам посылки с гранатами и курагой.

Татьяна: Следующую историю рассказали мамины коллеги по Театру имени Янки Купалы. Они возвращались в Минск после выездного спектакля в селе. Путь лежал через лес, вокруг кромешная тьма, и вдруг в свете автобусных фар водитель видит перевернувшийся уазик. Народ высыпал наружу. Шофер уазика, отделавшийся синяками и ссадинами, выбрался из машины сам, а молоденького офицера пришлось вытаскивать — тот был без сознания, на лице страшная рана, забитая землей. Аптечки ни у кого не оказалось, до ближайшего медпункта — сотня километров. В юности мама работала санитаркой и понимала: если рану не обработать, начнется заражение. И тогда, опустившись на колени, она стала высасывать и сплевывать на землю смешавшуюся с кровью грязь. Очистив рану, накрыла ее своим платком и попросила водителя автобуса ехать скорее в больницу.

Дочь Галины Макаровой Татьяна Пекур. Фото: из архива Т. Пекур

Услышав эту историю, я была потрясена — и тем, что мама не побрезговав решилась на такое, и тем, что нам ничего не рассказала. Она искренне удивилась: «И в мыслях не было скрывать! Я просто забыла».

Она действительно не хранила в памяти сделанное людям добро. Я много раз становилась свидетельницей диалогов, похожих на этот:

— Климентьевна, спасибо, что перед лучшим минским хирургом за меня похлопотала! Кабы не ты, меня б давно на свете не было!

Мама в раздумье:

— Убей, не помню такого случая...

— Зато я не забыл! Ты, ты! Не отказывайся...

В другой раз благодарили за привезенные из-за границы лекарства. И опять мама недоумевала: «Ни с кем меня не путаешь?»

Делать добро, защищать попавших в беду — своих ли, чужих — было для нее так же естественно, как дышать.

Яна: Таня упомянула, что бабушка в юности работала санитаркой. А еще в свободные от госпитальных дежурств дни прислуживала в богатых домах — дочь царского офицера умела делать любую, даже самую грязную работу...

В судьбе родителей бабули можно найти и детектив, и трагедию, и мелодраму. Мой прадед Климентий, окончив семинарию, должен был получить приход в Слуцкой епархии, где служил и его отец Владимир Михайлович Чехович. И вдруг наследник заявляет, что не намерен становиться священнослужителем, а поступает на военную службу. Родителям ничего не оставалось, как смириться и ждать сына в короткие отпуска. Вместе со стариками дни до встречи считали жена и сын Климентия. Однако приехав в очередной раз, прадед увидел в родительском доме новую служанку — и влюбился без памяти. Моей прабабушке Екатерине в ту пору было шестнадцать, а Климентию Владимировичу — сорок два. Когда он заявил родителям, что хочет оставить прежнюю семью и жениться на горничной, разразился скандал, сына и его возлюбленную выставили из дома.

Сняв особнячок в городе Старобине Слуцкого уезда и поселив в нем юную жену, Климентий вернулся в полк. В Первую мировую он был отмечен лично императором, подарившим храброму офицеру серебряный сервиз. Правда, тот надолго в семье не задержался: за пять лет, что прадед провел в тюрьме, прабабушка распродала и выменяла на продукты все ценное. Трех дочерей нужно было чем-то кормить...

Татьяна: Девочку, которая первой появилась на свет, Чеховичи назвали Феклой. Следующей стала мама, получившая имя Агафья, или во втором варианте Агата. О том, как превратилась в Галину, расскажу позже, а пока — о загадке, связанной с возрастом мамы. В паспорте Галины Климентьевны Макаровой, а следом и в киносправочниках годом ее рождения указан 1919-й, а не 1916-й, как она сама считала. Мама приводила такое доказательство: «Точно помню, как появилась на свет сестренка Александра — за год до папиного ареста, то есть в 1920-м. Ее принесли из роддома и положили на стол. Я встала рядом, и нос оказался ровно над столешницей. Будь мне год, даже на цыпочках не дотянулась бы!»

Установить точные даты рождения старших детей (был еще сын Михаил, который умер маленьким) оказалось делом невозможным: когда Климентия Чеховича арестовали, едва знавшая грамоту жена не смогла разобраться в семейном архиве и сожгла все документы скопом. Побоялась, что во время обыска обнаружится бумага, из-за которой осудят и ее, и детей.

Климентий не принял революцию, вступил в армию Деникина и в апреле 1920-го должен был вместе с остатками Белой гвардии отплыть из Крыма в Константинополь. Одной ногой уже стоял на палубе отправлявшегося в Турцию корабля, но вдруг изменил решение, сказав, что поедет к семье в Старобин. Друзья отговаривали: «Давай с нами. Потом, когда обоснуешься, вызовешь семью», — но дед был непреклонен.

В начале двадцатых установившаяся на белорусской земле власть большевиков припомнила Климентию Владимировичу и родственников-священников, и службу у Деникина. К счастью, дед отделался пятью годами лагеря под Смоленском. Выйдя на свободу, Климентий узнал, что его отец и сын от первого брака сгинули в застенках ЧК.

Он долго не мог найти работу, поскольку и сам, и члены семьи оказались в числе лишенцев. Ограничения для этой категории советских граждан были установлены жесткие: их не принимали на ответственные должности, они не могли вступать в профсоюз и не имели права на высшее образование, пенсию, другие пособия, даже на продовольственные карточки.

В конце концов деда взяли садовником в колхоз. Он получал хорошие урожаи и даже вывел свой сорт яблок. На седьмом десятке Климентий прекрасно справлялся с тяжелой физической работой и произвел на свет младшую дочь — Марию.

Чтобы не сидеть у родителей на шее, шестнадцатилетняя Агафья-Агата уехала в Минск, где устроилась санитаркой в 1-й клинический городок. В свободное время подрабатывала прислугой, занималась сразу в нескольких спортивных секциях: мотокросса, верховой езды, метания копья, а еще участвовала в художественной самодеятельности. Как мама все успевала — диву даюсь... Хотя еще в детстве друзья дали ей прозвище Бубен — за бесшабашность, заводной характер и неуемную энергию.

После одного из концертов, где санитарка Чехович читала стихи и аккомпанируя себе на аккордеоне пела романсы, к ней подошел главный хирург: «Агата, тебе обязательно нужно учиться на актрису. В студии при 1-м Белорусском драмтеатре сейчас набор — попробуй поступить».

На следующий день мама отправилась в приемную комиссию и сразу получила от ворот поворот: «Мы отдаем предпочтение лицам пролетарского и крестьянского происхождения, а вы лишенка, да еще с дворянской фамилией». Из студии, ужасно расстроенная, поехала к лучшей подруге. Родители девочки привечали Агашу. Узнав о неудачном визите в приемную комиссию, глава семьи пообещал: «Завтра попробую все уладить». В Наркомате просвещения БССР мамин благодетель ведал вопросами культуры, поэтому к его рекомендации:

— Эта девушка — самородок, не принять ее будет большой ошибкой, — руководство театра прислушалось, однако попросило:

— Посоветуйте вашей протеже сменить фамилию.

Так Агафья Чехович, взяв девичью фамилию матери, стала Агафьей Апанащик. Все годы учебы считалась лучшей студенткой, а получив диплом, была принята в труппу — но уже под другим именем. Поменять его уговорила одна из подруг: «Агафья звучит очень по-деревенски, Агата — не лучше. Ты же актриса, у тебя все должно быть красивым! Галина — в самый раз!»

Егор: Работая в театре, бабушка продолжала заниматься спортом. Однажды спешила на тренировку и не справившись с управлением, влетела на мотоцикле в витрину универмага. Платить пришлось и за разбитое стекло, и за пальто оказавшейся на пути покупательницы. Гражданка не пострадала, но из рукава был выдран изрядный клок. Несколько месяцев бабушка жила впроголодь, откладывая деньги на погашение долга.

В 1937 году Галина Апанащик стала чемпионкой республики по мотокроссу. Среди тех, кто на огромной скорости преодолевал крутые зигзагообразные повороты и взлетал на трамплинах, она была единственной девушкой — и пришла к финишу первой!

Фото: из архива Т. Пекур

Татьяна: А спустя два года произошло еще одно важное событие — мама встретилась с первой и, как оказалось, главной в ее жизни любовью. Майор НКВД Иван Макаров приехал в Минск из Москвы по служебным делам и в один из свободных вечеров решил посетить театр. Мама была очень красивой, немудрено, что он сразу ее заметил и после спектакля пошел за кулисы знакомиться.

Фотографии молодого майора не передают того, что сегодня называется брутальностью, харизматичностью, однако этими качествами он обладал в избытке. Впрочем, только такого мама и могла полюбить — романтичные, утонченные юноши были не в ее вкусе. Когда я работала на телевидении, коллега-режиссер, вкладывая в характеристику положительный смысл, говорила: «От него пахнет мужиком!» Что означало наличие прочного стержня, решительного характера, а если брать наружность — крупные черты лица и крепкое телосложение. Думаю, мама с такой трактовкой полностью согласилась бы.

Фото: из архива Т. Пекур

Через несколько дней после знакомства Макаров снова прилетел в Минск, чтобы сделать предложение. Мама согласилась не раздумывая. Оставила театр, подруг — и отправилась за мужем к новому месту его службы в Кандалакшу. В этом северном городке в апреле 1941 года родился мой брат Эдик. Спустя два месяца, в июне, семья поехала в отпуск в Москву, где жили родители мужа, которые очень хотели увидеть внука. Там Ивана и Галину и застало известие о начале войны. Макаров сразу отправился на фронт, а его жену и сына эвакуировали в город Яранск Кировской области.

Как только немцев отогнали от Москвы, родственники стали звать невестку к себе: мол, чего одной с ребенком мыкаться? Она приехала и успешно пройдя прослушивание, была приглашена в труппу Театра имени Вахтангова. В это время в отпуск прибыл Иван Семенович — только не один, а с военно-полевой женой. Заявил с порога: «Галя, я с тобой развожусь, но ты и Эдик останетесь у моих родителей. Обязуюсь помогать в воспитании сына». Боюсь представить, что тогда творилось у мамы на душе... И как она смогла пережить предательство того, кого любила больше жизни, где нашла силы его простить?

Как-то, погруженная в мрачные мысли, мама шла по Тверской и нос к носу столкнулась со знаменитым белорусским скульптором Заиром Азгуром. От него узнала, что ее театр возвращается из эвакуации в Минск. Спросила:

— Может, мне стоит дождаться труппу в Москве, попроситься на работу и поехать дальше вместе со всеми?

Заир, переживавший личную трагедию (его жена-актриса сошлась в эвакуации с премьером театра), принялся отговаривать:

— Зачем тебе возвращаться? Это же не коллектив, а змеиное гнездо! Иди в Вахтангова, раз зовут. Лично я в минский драмтеатр больше ни ногой!

А наутро пришло известие о катастрофе, в которую попал поезд с белорусскими артистами. Помимо них в вагонах ехало много офицеров, которые, видимо, и были мишенью диверсантов. При взрыве погибли двенадцать сотрудников театра, в том числе жена скульптора. На момент встречи мамы и Азгура на Тверской бедной женщины уже не было в живых...

Моему папе, актеру Павлу Пекуру, в той катастрофе удалось уцелеть чудом. Взрывной волной его сбросило с верхней полки на пол, а спавший через проход коллега вылетел в окно и разбился насмерть. Отец часто вспоминал случившуюся в 1944 году трагедию: как на сорокаградусном морозе, одетый только в трусы и майку, оттаскивал от горящего вагона раненых и как от их криков закладывало уши... Свой рассказ всегда заканчивал одинаково: «Господь оставил меня в живых, потому что я должен был еще встретить Галю и родить Танюшку...»

Мама колебалась, возвращаться в Минск или нет: город был в руинах. Куда в такие условия с трехлетним сыном? Все решила фраза теперь уже подполковника Макарова, который, услышав, что бывшая жена хочет вернуться в родной театр, презрительно фыркнул: «Кому ты там нужна? Тоже мне — прима!» Мама не стала говорить ему, что приглашена в московский театр, и через два дня уже ехала в Белоруссию — возможно, чтобы быть подальше от человека, которого, несмотря ни на что, продолжала любить. Эдика бабушка с дедушкой уговорили оставить в Москве — до поры, пока не решится вопрос с жильем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зендея инопланетянка Зендея инопланетянка

От скромного начала до мирового успеха: как Зендея стала кумиром миллионов

Караван историй
Kickstarter: Oculus Rift Kickstarter: Oculus Rift

Как появился Oculus Rift и почему он стал популярен?

CHIP
Бой с тенью Бой с тенью

Как съемки в сериале «Амура» помогли Алене Михайловой обрести себя

Grazia
Ой, мамочка! Ой, мамочка!

Родить ребенка после 40 лет – это событие. Разбираем все страхи и сомнения

Добрые советы
«Лихая мода, наш тиран…» «Лихая мода, наш тиран…»

Итак, поговорим о моде в разных ее проявлениях

Знание – сила
Вадим Самойлов Вадим Самойлов

Бывший вокалист «Агаты Кристи», а ныне сольный артист ответил за все

Maxim
Химия и жизнь Химия и жизнь

Как нравиться себе даже во время химиотерапии?

Glamour
Тело говорит: как научиться его слышать? Тело говорит: как научиться его слышать?

Наше отношение к любой жизненной ситуации отражается на состоянии тела. Малейшее напряжение или дискомфорт – следствие какого-то чувства или нерешенной проблемы. Как научиться распознавать эти сигналы и зачем это нужно, рассказывает телесно-ориентированный терапевт Юрий Сопильниченко.

Psychologies
Огненный пульс Огненный пульс

Летательные аппараты с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем

Популярная механика
«Квартиру забрали, меня загнали в долги». Истории людей, потерявших жилье «Квартиру забрали, меня загнали в долги». Истории людей, потерявших жилье

Об угрозах от коллекторов, черных риелторах, жизни на улице и мечте обрести дом

СНОБ
Роза ветров. Отрывок из романа Роза ветров. Отрывок из романа

Фрагмент из исторического романа Андрея Геласимова «Роза ветров»

СНОБ
Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина

Что запрещено виноделу и сколько бутылок красного дают за один Крымский мост

СНОБ
Наша милиция нас… Наша милиция нас…

Как побороть пыточную систему

Русский репортер
Живучие не по правилам Живучие не по правилам

Невероятные истории выживания на глубине, в снегах и в пустыне

Maxim
Саша Щипин: Смерть автора Саша Щипин: Смерть автора

«Слишком свободный человек» биография Бориса Немцова о новейшей истории России

СНОБ
«Я плавала с белухами обнаженной, чтобы стать одной из них» «Я плавала с белухами обнаженной, чтобы стать одной из них»

Наталья Авсеенко – человеческие возможности гораздо больше, чем принято думать

Psychologies
Большой брат Большой брат

Симпатичный актер снова сыграл бога Тора

GQ
Бомба для бессмертного Бомба для бессмертного

Что не так с Лениным?

СНОБ
«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars «Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars

Чем живут скрытные миллиардеры из семьи Марс

Forbes
Поколение Z Поколение Z

Зендая — актриса, певица, продюсер и активистка с армией поклонников

Glamour
Письма счастья Письма счастья

Письменные медитации

Yoga Journal
Павленский не зажег Павленский не зажег

Зачем поджигать здание Банка Франции на площади Бастилии?

СНОБ
В надежных руках В надежных руках

Театральную программу фестиваль «Дягилев PS» открывает спектаклем «Коко Шанель»

Vogue
Лолита: Кто не работает, тот не встречается Лолита: Кто не работает, тот не встречается

Певица Лолита без комплексов и в жизни и на сцене

Лиза
Скорая помощь Скорая помощь

Алина Успенская развернула в Лондоне благотворительную арт-деятельность

Tatler
«Я понимала, что, если признаюсь в беременности, ребенка у меня не будет». Монологи женщин, родивших после сорока «Я понимала, что, если признаюсь в беременности, ребенка у меня не будет». Монологи женщин, родивших после сорока

Женщины, родившие в зрелом возрасте, о моральном прессинге

СНОБ
Куда исчезла материя Куда исчезла материя

Астрофизикам вот уже сто лет не хватает материи во Вселенной

СНОБ
Теннисистка Светлана Кузнецова: Я командный игрок и могла бы отлично играть в футбол Теннисистка Светлана Кузнецова: Я командный игрок и могла бы отлично играть в футбол

Светлана Кузнецова — о том, какие кошмары снятся спортсменам

СНОБ
Неадекватные люди Неадекватные люди

Как выжить с неадекватными коллегами

Psychologies
Текст Конституции шипит на утюге. Об основном проекте Уральской индустриальной биеннале Текст Конституции шипит на утюге. Об основном проекте Уральской индустриальной биеннале

Как художники раскрыли в своих работах понятие «Новая грамотность»

СНОБ
Открыть в приложении