Интервью с Николаем Немоляевым

Караван историйЗнаменитости

Николай Немоляев: "Я однозначно счастливчик!"

Однажды Шахназарову сказал: "Снимаю с режиссерами их лучшие фильмы. С Захаровым - "Обыкновенное чудо", с Нахапетовым - "Не стреляйте в белых лебедей", с Мишей Козаковым - "Покровские ворота". С тобой, Карен, "Курьера", "Цареубийцу"..."

Беседовала Алла Занимонец

Фото: архив кинокартины «Медный всадник России»

иколай Владимирович, в вашей фильмографии пятьдесят шесть работ. Как сами считаете, это много или мало?

— Много, потому что выходит практически по картине в год. Первую снял полвека назад, в 1969-м. Но вообще дело не в количестве, как вы понимаете. На счету Сергея Урусевского всего полтора десятка фильмов, зато каких: «Сорок первый», «Летят журавли», «Неотправленное письмо»! Как-то встретил на «Мосфильме» молодого оператора. «У меня, — хвастается, — уже пятнадцать полных метров!» Думаю: «Лучше бы два-три, но как у Урусевского, чем таких, которые никто не увидит». Важно ведь не просто снимать, а еще и выбирать то, что ложится на душу.

Для меня имеет огромное значение и материал, и, конечно, режиссер. От него вообще все зависит. Посмотрите, сколько народу бралось за Шекспира. У одного получается гениальная картина, у другого безобразная, а текст один и тот же! С экранизацией классики вообще трудно, в ней всегда таится загадка. Возьмите гоголевскую «Шинель». Ну что за история? Не детектив, не мистика, но какая глубина! Гоголя, на мой взгляд, до сих пор никто хорошо не снял. Не дается Николай Васильевич...

Или «Барышня-крестьянка». Казалось бы, простая вещь, в сюжете на первый взгляд ничего сложного. Но это единственная работа, которой по-настоящему горжусь, хотя люблю почти все свои фильмы.

«Барышня...» — это память Пушкина, которого обожаю. Вы в курсе, что пушкинская история — всего страниц семь текста? Почти без диалогов. «Он ей сказал... Она выучилась азбуке удивительно скоро...» — вот и все. Но режиссер Алексей Сахаров сделал невозможное: снял двухчасовой фильм со сплошными разговорами! Оказалось, он внимательно перечитал шесть томов классика, выискивая и выписывая фразы, которые подходят к сюжету «Барышни-крестьянки».

Зрители часто за нее благодарят. «Спасибо вам, посмотрела уже восемь раз!» — сказала однажды маленькая девочка. Как-то был в гостях у хороших знакомых. Собралось много разных людей, ели, пили...

— А вы кто? — обратилась ко мне некая дама.

— Оператор, снял, например, «Барышню-крестьянку».

— Ой, это же мой любимый фильм! Видела его раз двадцать пять!

Кстати, Лизу Муромскую должна была играть Екатерина Редникова. Как правило, я согласен с режиссером: членам команды следует грести в одном направлении. Но тут вмешался и предложил другую артистку. «Леш, — говорю Сахарову, — вон по коридорам «Мосфильма» ходит Корикова. По-моему, Лена гораздо ближе к героине, в ней чувствуется порода. Давай попробуем, съемки лишь через месяц, к тому же это не пленка, а видео, мы ничем не рискуем».

Нужно отдать должное Леше, он прислушивался к мнению других. Корикова сыграла сцену с Дмитрием Щербиной, и сразу стало понятно: она нам и нужна. Хотя по фактуре ребята мало друг другу подходили: Щербина высоченный, а Лена — метр с кепкой. Если внимательно смотреть картину, нетрудно заметить, что в некоторых сценах актриса играет на подставках.

С Сахаровым мы снимали еще «Случай с Полыниным» и «Лестницу». Он работал настолько интенсивно, что получил инфаркт в шестьдесят четыре года. В январе исполнилось двадцать лет, как его с нами нет. Налил рюмку, выпил за его память. А больше никто и не вспомнил...

В каждую картину, над которой работал, я вкладывал частичку души. А искренняя история, затрагивающая человеческие отношения, задевает, остается в памяти. «Покровские ворота» — это признание в любви Москве и москвичам. «Не стреляйте в белых лебедей» — мое восхищение русской природой. В лирической комедии «Старики-разбойники» я выразил симпатию к пожилым людям.

— Николай Владимирович, я видела «Стариков-разбойников» раз сто. И готова смотреть еще столько же! Когда снимали, было ощущение, что заглянете в вечность?

— Не было. Хотя интуитивно всегда чувствую, получится картина или нет. Наверное, благодаря четверти цыганской крови. Премьера состоялась в 1971-м в кинотеатре «Правда». Громадный зал набился битком. Съемочную группу и сам фильм зрители встретили аплодисментами.

Когда вечером шли с Никулиным домой, он вдруг обронил:

— Коля, это полный провал.

— Да почему же? — удивился я. — Зрители так живо реагировали, никто не ушел во время показа.

Но он стоял на своем и выглядел расстроенным. Время такое было, когда лирическая комедия — вроде и не фильм вовсе. Не масштабные эпопеи вроде «Освобождения» или «Войны и мира», за которые Госпремии давали.

И Рязанов, с которым дружили, считал «Стариков...» своей неудачей.

— Зря снимали во Львове, надо было в каком-нибудь русском городе. Вышла бы другая атмосфера, — однажды поделился с горечью.

Помню, я возразил:

— Эльдар Александрович, прошли десятилетия, а «Стариков-разбойников» до сих пор показывают, и люди с удовольствием смотрят. Разве это не говорит о том, что у нас получилось? И если откровенно, не все ваши картины так же любят, как эту.

— С Рязановым легко было работать, раз вы дружили?

— На «Стариках-разбойниках» как раз было трудно. Он тогда худел, сбросил килограммов двадцать и стал крайне раздражительным. Я даже думал, что больше на площадке не встретимся. Но почти через тридцать лет Рязанов предложил снимать «Тихие омуты». Вспомнив прежний опыт, сначала отказался. А он под каким-то предлогом попросил заглянуть в монтажную «Мосфильма» и вручил сценарий. В общем, уговорил...

Фото: В. Чистяков/РИА Новости

На «Тихих омутах» Рязанов в очередной раз худел, но был уже шелковым и полностью мне доверял. Снимали на Валдае. Однажды в перерыве режиссер куда-то пропал, а у меня возник срочный вопрос. Пошел искать. Вижу на стоянке автомобиль Эльдара Александровича и его самого, почти полностью скрывшегося в багажнике. Окликнул, он испуганно обернулся. В одной руке — батон, в другой колбаса. Ел втихаря, пока Эмма, его жена, не видела. Несколько лет спустя мы сняли еще один совместный фильм — «Ключ от спальни».

— Хотя Рязанов не оценил «Стариков-разбойников», они и сегодня смотрятся современно.

— Скажу больше: недавно полотно Куинджи украли из Третьяковки четко по сценарию «Стариков-разбойников»!

Фото: Мосфильм-инфо/Кадр из фильма «Старики-разбойники»

Для меня фильм стал знаковым. Именно после этой работы — она третья по счету, где я был главным оператором, — получил право выбора материала. Не снимать то, что предлагают, а читать сценарии, прикидывать, интересно или нет.

«Старики...», «Случай с Полыниным» и особенно «Обыкновенное чудо» дали возможность двигаться в профессии дальше. До этого провел несколько лет на подхвате, в должности ассистента и второго режиссера, решал технические, нетворческие вопросы.

На «Дядюшкином сне», который значится в моей фильмографии первым, в обязанности входило поднести-унести, словом, делать что велят. А это же смертельно скучно, я в буквальном смысле засыпал. Подумал-подумал и решил: в двадцать восемь лет дремать на работе — не дело. Профессия-то нравится! Начал размышлять, а как бы сам снял. Идеями делился с замечательным оператором-постановщиком Георгием Куприяновым: «В голову пришла глупая мысль, можно скажу?» Иногда к разговору подключался и режиссер Константин Воинов. Они выслушивали, с чем-то соглашались. И знаете, будто огонь внутри загорелся: я очнулся, стало интересно работать. Видимо, прилив энтузиазма, который Воинов почувствовал, повлиял на появление моей фамилии в титрах уже не как ассистента, а как оператора.

— В «Дядюшкином сне» одну из ролей играл Николай Крючков, снимавшийся еще у вашего отца, режиссера Владимира Немоляева.

— Да, папа с Николаем Афанасьевичем любили друг друга, хотя близкими друзьями не были. В детстве, кстати, я мелькнул в эпизоде у отца в «Счастливом рейсе», где играл Крючков. Просил его: «Дядя, покажи фокус!»

Я с папой, режиссером Владимиром Немоляевым, и сестрой Светланой. Фото: из архива Н. Немоляева

В этом большом артисте ощущалась огромная внутренняя сила и какая-то загадка. При этом Николай Афанасьевич не был отстраненной звездой. Всегда веселый, подвижный, живой. Лидия Смирнова шутила: «Коля всю карьеру проснимался на табуретке». (Чтобы быть вровень с другими партнерами, он же невысокий.) Но в актере главное — не внешность, а харизма, за это его и любили зрители. К тому же Крючков обладал своеобразным, запоминающимся тембром голоса.

Когда мы познакомились (эпизод в «Счастливом рейсе» в расчет не беру), его популярность уже шла на убыль, наступила эпоха интеллигентных героев вроде Баталова и Смоктуновского. Это только кажется, что мы сами собой что-то представляем, актерская востребованность ведь зависит от времени.

— Николай Владимирович, насколько уверенно вы чувствовали себя на съемочной площадке в двадцать восемь лет? Как работалось молодому парню с корифеями?

— В 1961 году я окончил ВГИК и попал по распределению в Таджикистан, год снимал хронику. Вернулся на «Мосфильм» и восемь лет проработал ассистентом оператора. Год провел на «Войне и мире» у Бондарчука, работал и на «Братьях Карамазовых» у Пырьева. Первым фильмом, где был главным оператором, стал «Только три ночи». Знаете? Нет? Ну и правильно, неинтересная картина получилась. Невнятный сюжет о парне, который ездил по селам и крутил кино, а параллельно крутил романы. Его девушка родила внебрачного ребенка — аморально поступила по тем временам. Поэтому картину положили на двадцать лет на полку. Ерунда, когда говорят, что там лежали одни киношедевры.

Героиню сыграла Нина Гуляева. Это первый и, пожалуй, единственный случай, когда я невзлюбил актрису. Понимал, что неправильно, искал в ней симпатичные черты, иначе работать невозможно. Мне, неопытному молодому оператору, казалось, что на роль куда больше Малеванная подходит. Валя женственная, ранимая, зритель ее жалел бы. А Нина жесткая. Но помалкивал: кто бы мое мнение стал тогда слушать?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ангелина Стречина. В ритме танца Ангелина Стречина. В ритме танца

Интервью с актрисой Ангелиной Стречиной

Караван историй
Skibidi и «Кислота»: чем известны 10 самых перспективных молодых музыкантов и кинодеятелей России Skibidi и «Кислота»: чем известны 10 самых перспективных молодых музыкантов и кинодеятелей России

Почему эксперты считают этих молодых музыкантов и кинодеятелей перспективными

Forbes
Светлана Смирнова-Марцинкевич. Путешествие во времени Светлана Смирнова-Марцинкевич. Путешествие во времени

Интервью со Светланой Смирновой-Марцинкевич

Караван историй
«Похудели до смерти»: знаменитости, ушедшие из жизни в борьбе за красоту «Похудели до смерти»: знаменитости, ушедшие из жизни в борьбе за красоту

Эти знаменитости могли бы жить и жить

Cosmopolitan
Даль Орлов. Эскиз к портрету манекенщицы Даль Орлов. Эскиз к портрету манекенщицы

Алена Изергина — "самая красивая на Кузнецком!"

Караван историй
Российские военные овладели парапсихологией Российские военные овладели парапсихологией

О применении российскими военными методики боевой парапсихологии

Популярная механика
Выхожу искать Выхожу искать

Где можно встретить будущего партнера

Psychologies
Человек любопытный. Почему умение учиться — главный навык будущего Человек любопытный. Почему умение учиться — главный навык будущего

Университеты должны учить тому, что будет востребовано через несколько лет

Forbes
Лестница в небо Лестница в небо

Храм Саграда Фамилия великого Антонио Гауди оказался банальным самостроем

Караван историй
Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке

У России появляются шансы стать по-настоящему глобальным игроком на рынке газа

Forbes
Как изменить своё мышление, чтобы из клерка стать бизнесменом? 3 стадии Как изменить своё мышление, чтобы из клерка стать бизнесменом? 3 стадии

Начать свой бизнес — это и очень сложно, и очень просто одновременно

Playboy
Пять удивительных мест, закрытых для туристов Пять удивительных мест, закрытых для туристов

Пять живописных и одновременно пугающих мест, где вас никто не ждет

Forbes
Неожиданный противник: танк «Клим Ворошилов» Неожиданный противник: танк «Клим Ворошилов»

В списки легендарных бронемашин можно смело записать модель «Клим Ворошилов»

Популярная механика
Любить по‑русски Любить по‑русски

Молодежь перестала заниматься сексом, сообщают американские ученые

Tatler
Зорге в юбке: положительный образ русского шпиона в западном кинематографе Зорге в юбке: положительный образ русского шпиона в западном кинематографе

«Код красный» — о русской шпионке, предотвратившей Третью мировую войну

Forbes
Невероятная история Джека Дорси. Как живет и почему голодает миллиардер с зарплатой 140 центов в год Невероятная история Джека Дорси. Как живет и почему голодает миллиардер с зарплатой 140 центов в год

Сооснователь Twitter Джек Дорси получил зарплату впервые за четыре года

Forbes
Теперь международный Теперь международный

Автомобильная выставка в Санкт-Петербурге 2019

АвтоМир
Самые молодые участники рейтинга богатейших бизнесменов — 2019 Самые молодые участники рейтинга богатейших бизнесменов — 2019

Крупные состояния российских предпринимателей «взрослеют» вместе с владельцами

Forbes
Город мертвых: высокие технологии глубокой древности Город мертвых: высокие технологии глубокой древности

Некрополь «Гробницы царей» до сих пор удивляет техническими решениями

Популярная механика
25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных» 25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных»

Слабонервным лучше отойти от экрана!

Playboy
Во вред себе: 6 мифов о селфхарме Во вред себе: 6 мифов о селфхарме

Селфхарм — это намеренное нанесение себе повреждений и причинение боли

Psychologies
Новые люди и старые связи: что представляет собой «команда Зеленского» Новые люди и старые связи: что представляет собой «команда Зеленского»

Вокруг будущей кадровой политики Зеленского идет большая закулисная борьба

Forbes
Светлый феникс Светлый феникс

У Май­ли Сай­рус сго­рел дом, но без пожара не было бы свадьбы

Glamour
«Я отказалась от карьеры в пользу жизни» «Я отказалась от карьеры в пользу жизни»

Карьерному продвижению Эми Робертс предпочла жизнь менее стабильную и свободную

Psychologies
Герой асфальта Герой асфальта

Mitsubishi Pajero Sport способен на внедорожные приключения любой сложности

4x4 Club
Почему все в криптомире говорят о DeFi Почему все в криптомире говорят о DeFi

Как децентрализация в финансах может сделать банковскую систему открытой

Forbes
Батерс: «В рэпе всё в отталкивается от звука, а он значительно прокачался» Батерс: «В рэпе всё в отталкивается от звука, а он значительно прокачался»

Музыкант, смешивающий стоунер-рок и рэп

Esquire
Макс Барских: «Я надел колготки в сеточку и танцевал с пылесосом» Макс Барских: «Я надел колготки в сеточку и танцевал с пылесосом»

Певец Макс Барских от недостатка женского внимания точно не страдает

StarHit
Демонтаж вертикали: как сделать Россию инновационной страной Демонтаж вертикали: как сделать Россию инновационной страной

Власти Москвы постановили учредить фонд «Московский инновационный кластер»

Forbes
Город, полный занятости. Как Москва решила проблему безработицы Город, полный занятости. Как Москва решила проблему безработицы

Москва — одна из немногих столиц, в которой почти отсутствует безработица

СНОБ
Открыть в приложении