Как российский конкурент IBM и Oracle завоевывает клиентов по всему миру
Стартап Филиппа Денисова Brandquad за 3,5 года прошел путь от проекта с одним клиентом до компании с выручкой 56 млн рублей, в которую инвесторы вложили более 200 млн рублей и которая открывает офисы в Дубае и Париже.
У Филиппа явный талант – он продавал свое решение всем, с кем мы его знакомили. Я даже просил его написать статью о том, как он это делает. Но секретный соус есть секретный соус — статьи так и не появилось», — рассказывает Forbes директор по развитию Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Евгений Борисов.
Лестных оценок он не жалеет для Филиппа Денисова — 31-летнего основателя стартапа Brandquad. В начале марта ФРИИ и бизнес-ангелы Владимир Зотов и Анатолий Митрошин вложили в Brandquad 187,5 млн рублей. Стартап уже собрал пул из 41 международного партнера уровня Unilever, Hasbro, L'Oreal, Bayer и Henkel и открыл офисы в Дубае и Париже. За что Денисова так ценят инвесторы и клиенты?
От «Стройпортала» до L'Oreal
Объяснить, чем занимается Brandquad, на первый взгляд, непросто. Продукт компании — система управления информацией о продукте (Product Information Management — PIM). Технология используется как производителями потребительских товаров, так и онлайн-ретейлерами. PIM помогает конвертировать данные в нужный для конкретного магазина формат, проанализировать продажи, а также распланировать рекламные кампании и стимулирующие акции.
«Когда мы в первый раз встретились с Филиппом, то я не поверил, что у кого-то может быть проблема, которую решал его продукт. Я более 20 лет в ИТ и был поражен тем, что многие ретейлеры до сих пор хранят информацию в Excel», — рассуждает о ценности Brandquad Борисов из ФРИИ.
Во второй половине 2000-х Денисов, выпускник Финансового университета при правительстве, начинал карьеру в рекламных агентствах — работал в BBDO и Megogo c крупными клиентами. Молодой специалист быстро понял, что на рынке интернет-рекламы можно неплохо заработать, и перешел в специализированный маркетплейс «Стройпортал». Каталог на сайте насчитывал порядка 8 млн наименований. Сервис работал по принципу «Яндекс.Маркета» — агрегировал цены на товары, но ограничивался только строительным оборудованием и отделочными материалами.
«Наш отдел контента состоял из 20 человек, которые пытались привести карточки товаров в нормальный вид, — вспоминает Денисов в интервью Forbes. — Чем полнее была представлена информация о конкретном продукте, тем больше заказов проходило через маркетплейс и тем больше мы зарабатывали». Но управлять настолько масштабным каталогом было слишком трудоемко, и будущий основатель Brandquad решил искать «пути оптимизации рабочих процессов». Первым делом он взялся за изучение опыта лидеров рынка управленческого софта — SAP, IBM и Oracle.
Реализовывать свои идеи в «Стройпортале», однако, оказалось тяжело: хотя Денисов и быстро вырос до позиции коммерческого директора (по утверждению предпринимателя, за время его работы выручка маркетплейса подскочила с 400 000 до 6 млн рублей в месяц), ни следующего повышения, ни опциона, обещанных собственником, он не дождался. Тогда менеджер начал активно планировать запуск собственного бизнеса.
В 2015-м, пока Денисов ломал голову над тем, как автоматизировать заполнение каталога на несколько миллионов товаров, к нему обратился его приятель Михаил Браккер, руководитель российского подразделения e-commerce в L'Oreal. «Он знал, что я знал, что я немного программирую, и попросил помочь разработать программу, которая помогла бы конвертировать один формат Excel-файла в другой», — вспоминает основатель Brandquad. Проблема заключалась в том, что каждый ретейлер требовал от производителя присылать данные о товарах в своем формате — программа должна была автоматизировать заполнение спецификаций.