Кристен Стюарт. Ужель та самая Диана?..
Когда режиссер Пабло Ларрейн предложил ей роль Дианы, Кристен спросила: "Как ее играть?" Он сказал: "Вы с принцессой похожи больше, чем ты думаешь"
Стюарт сделала первые подходы к теме, прочла и посмотрела все что нашлось, и странное дело: оказалось, история Дианы не так уж отличается от истории Беллы Свон из «Сумерек», только у последней финал намного счастливее. А так-то параллель очевидна: скромная девочка, правда родовитая, но совсем не мечтавшая о том, чтобы переселиться во дворец, встречает принца из мира, в котором царят традиция и строгий протокол. Переход в него означает расставание с прошлым, привычной средой и присягу древней, мощной, подчиняющей себе, необратимо меняющей силе.
Белла Свон стала подругой, а затем женой вампира из последнего, чудом сохранившегося древнего рода. Диана Спенсер отправилась под венец с наследником главной европейской монархической семьи. Белла Свон полюбила, поняла и приняла, став своей в тайном, закрытом мире. Диана Спенсер попыталась вырваться из него и погибла. Это Кристен было понятно. Это она сыграть могла...
Когда-то Мадонна, водрузив на голову тиару, пародировала принцессу Уэльскую в шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Наоми Уоттс пыталась передать ее характер в фильме «Диана: История любви». Эмма Коррин достигла большого психологического сходства в сериале «Корона» (на очереди Элизабет Дебики в финальных сезонах). Да что там, о леди Ди сняли более десятка художественных, документальных и телевизионных фильмов, не говоря о бесчисленных передачах, и все же этого оказалось недостаточно.
Настолько недостаточно, что Кристен — не самая, в общем-то, амбициозная, склонная вечно в себе сомневаться актриса — решила, что ей стоит попробовать, и согласилась на роль в драме «Спенсер» возможно и потому, что само название отделяло героиню от британского королевского двора и позволяло посмотреть на героиню как на аутсайдера.
К моменту появления на свет Кристен Стюарт сказочная история Дианы Уэльской уже подошла к концу — живой Золушке, предпочитавшей, чтобы ее называли «королевой людских сердец», предстояло вот-вот покинуть дворец. Все осталось позади, в конце семидесятых и романтичных восьмидесятых: работа воспитательницей в детском саду, знакомство с принцем Чарльзом, пышная свадьба века, рождение сыновей, попытки вписаться в жесткие правила британской королевской семьи и отстоять свое право быть личностью, надежда на счастливый брак, открывшаяся связь мужа с другой женщиной, ее собственный тайный роман, булимия, депрессии...
Принцесса Диана спустя пять лет брака осознавала, что глубоко несчастна, однако пока не знала, что делать. Но уже была неотъемлемой частью истории и одной из самых знаменитых и популярных женщин в мире. В том числе — в Америке. И Голливуд уже вострил перья, с интересом изучая факты ее биографии в надежде на отличный сценарий. В конце концов, всех всегда интересовало, как сложилась судьба Золушки и Принца после свадьбы. И реальная жизнь предложила исчерпывающую версию.
В этот-то мир, где царили английская монархия и голливудский полусвет, принцесса Диана и Джанни Версаче, актеры и супермодели, папарацци и восточные магнаты, ток-шоу и диснеевские мультфильмы о сказочных красавицах, а песня Элтона Джона «Свеча на ветру» еще считалась посвященной исключительно Мэрилин Монро, и пришла Кристен Стюарт.
Время, место и среда в ее случае сошлись идеально. И родилась она в 1990 году, и жила с детства в Лос-Анджелесе, и родители работали именно там где надо: папа Джон — ассистентом режиссера на ТВ, мама Джулз — помрежем по сценариям в кино. И старший брат Кэмерон с детства намеревался отправиться именно по родительской стезе. В семье еще два приемных сына — Дана и Тэйлор, и Кристен росла в любви и дружбе, и была одновременно и сорванцом, предпочитающим мальчишеские игры и увлечения, и любимой единственной девочкой в семье, которая всегда чувствовала себя защищенной и оберегаемой.
Никто не считал ее красавицей, и она сама смотрела на себя вполне трезво, зато с малых лет усвоила важное: красота — дело десятое, на самом деле все зависит от того, насколько ты личность.
История старая как мир — во всяком случае, как мир голливудского кино рубежа XXI века: Стюарт учится в школе, там ставят рождественский спектакль, на котором случайно присутствует актерский агент. Он замечает на сцене явно способную девочку. История менее распространенная: родители девочки, даром что имеют непосредственное отношение к съемкам, а может, именно из-за этого, поначалу не горят желанием приобщать дочь к актерству. Однако все же дают слабину — и с восьми лет Кристен участвует в кастингах, в девять дебютирует в диснеевском «Сыне русалки», а в двенадцать срывает первый крупный выигрыш: играет дочку Джоди Фостер в фильме самого Дэвида Финчера «Комната страха». И играет так, что маститая Фостер, сама присягнувшая кинематографу в детском возрасте, говорит о ней: «Кристен не выплескивает на тебя сразу все эмоции, и получается интересная умная игра».
К этому времени мир вполне переварил очередную главу из жизни леди Ди — больше не принцессы Уэльской, уже не живой легенды, уже отошедшей в мир иной. Ее брак уже был препарирован до последней косточки, все секреты брошены на потеху толпе, вся планета смаковала подробности биографии, вышедшей из-под пера Эндрю Мортона — «Диана: ее правдивая история», пресса опубликовала записи ее доверительных телефонных разговоров, как и интимных бесед Чарльза с любовницей Камиллой Паркер-Боулз. Все уже знали о романе Дианы с инструктором по верховой езде Джеймсом Хьюиттом и даже приписывали ему отцовство маленького Гарри, на эту тему Анна Пастернак уже написала книгу «Влюбленная принцесса», которую в 1996 году экранизировал Дэвид Грин.
И принц Чарльз двумя годами ранее уже дал телеинтервью, сообщив о разрыве и о том, что возобновил отношения с Камиллой еще в 1986-м, и Диана уже появилась на ВВС в 1995-м с откровенным рассказом о том, как в буквальном смысле резала себя и страдала от суицидальных наклонностей. И в августе 1996-го уже состоялся развод десятилетия, а для англичан — и столетия, пожалуй. Леди Ди не пропала с радаров, хотя и перестала называться королевским высочеством, теперь она активно ездила по миру, занимаясь благотворительностью и миротворчеством, дружила с огромным множеством знаменитостей. И она уже влюбилась в миллиардера Доди аль-Файеда, и собиралась за него замуж, и тридцать первого августа 1997 года погибла вместе с ним в автокатастрофе в парижском туннеле, преследуемая папарацци.
Принцесса Диана на протяжении всего детства Кристен Стюарт улыбалась с журнальных обложек, мелькала на телеэкране, сияла на красных дорожках и просто была одной из недосягаемых далеких звезд — и как настоящие звезды, продолжала светить даже тогда, когда на самом деле перестала существовать.
Все это было очень далеко, на уровне взрослых разговоров, ну разве что еще и песню «Свеча на ветру» теперь посвятили Диане. И юной Стюарт, делавшей первые шаги на пути к славе, уж точно не приходило в голову, что жизнь несколько лет назад погибшей леди Ди может иметь к ней хоть какое-то отношение.
Ее-то собственная жизнь бьет ключом. Какое-то время она так и играет чьих-нибудь дочек — например ее экранными родителями становятся Дэннис Куэйд и Шарон Стоун в «Дьявольском особняке», потом удостаивается первых главных ролей, да только эти инди-фильмы никак не «выстреливают» и успеха не достигают, в лучшем случае идут ограниченным прокатом из-за «спорности» сюжетов.
Возникает даже парадоксальная ситуация: три года подряд, с 2003-го по 2005-й, Кристен выдвигают на премию «Молодой актер», и все три раза за малоизвестные, никак не прогремевшие фильмы, ну и награда, конечно, трижды проходит мимо. Однако ее лицо уже достаточно востребовано в актерских картотеках, оно вполне отвечает требованиям «новой волны», когда режиссеры ищут не идеальных красоток и не милых «соседских девочек», а нечто иное — тонкое, нервное, угловатое. Нестандартное.
Ну, кое-что приятное из этого времени накопления опыта ей вынести все-таки удалось: первую любовь. Потому что в 2004 году Кристен познакомилась на съемках фильма «Говори» с актером Майклом Ангарано. «Говори» — это так называемое независимое кино, мрачноватая драма, не снискавшая успеха. Но в ней Стюарт как раз и играла роль, застолбившую в дальнейшем ее амплуа странноватого, замкнутого, болезненно застенчивого аутсайдера, вынужденного одиночки.