На счету Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов

Караван историйЗнаменитости

Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы»

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Филипп Гончаров

На счету фотографа Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов. Среди них — Алексей Баталов, Булат Окуджава, Михаил Козаков, Георгий Данелия, Галина Волчек, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко... Многие из его снимков публиковались и в «Караване историй». Мы побеседовали с Виктором и обсудили самые яркие и запоминающиеся встречи с людьми, которые теперь уже считаются легендами...

— Виктор, хотите, расскажу, почему я приняла решение пригласить вас в эту рубрику? Увидела вот этот знаменитый кадр с Баталовым. Вам удалось выразить всю суть Алексея Владимировича в этом кадре, он словно живой встал передо мной. Расскажите, пожалуйста, как этот снимок был сделан?

— Съемка проходила зимой 1996 года, он меня пригласил в легендарную квартиру на Большой Ордынке, 17, где тогда проживал его единоутробный брат Борис Викторович Ардов. Конечно, я много слышал об этой уникальной квартире, где останавливалась в свои приезды в Москву Анна Андреевна Ахматова и собиралось много легендарных личностей. Когда зашел туда, разочаровался, настолько в неубранном виде была квартира. В ней буквально ни одного уголка не было, где можно было бы снимать. Мне удалось сделать несколько кадров Алексея Владимировича в общении с братом, но этого было явно мало. Тогда Баталов предложил: «Я сейчас еду на Преображенское кладбище на могилу своей матери и могу прихватить вас с собой, там поснимаете».

Сергей Бодров, 2000 год. Фото: Виктор Горячев

— То самое кладбище, где сейчас находится могила самого Баталова. Именно из-за того, что там покоится его мать, он завещал похоронить себя на Преображенке...

— Да. Когда мы вышли на улицу, быстро пошли к машине, мороз был крепкий! Алексей Владимирович тогда еще сам водил, но делал он это очень осторожно, я бы сказал, даже слишком. Мы посетили могилу его матери, а потом я сделал этот кадр — у дерева, на самом кладбище. На улице было минус 15, но Алексей Владимирович стоически выдержал съемку, оперевшись спиной на большое дерево.

— Знаете, я бы предложила отметить, что Баталов никогда не позировал, он жил в фотокадре так же, как в кино.

— Он был потрясающе органичен в кадре, и в этом смысле мне легко работалось. И то, что я больше всего ценю в отношениях — это партнерство. Он воспринял меня всерьез и вел себя максимально демократично.

— Да, вам практически всех легенд приходилось снимать на вершине их славы. Вот, например, этот кадр с Сергеем Бодровым, когда уже вышел фильм «Брат» и он был невероятно знаменит...

— Эта съемка была сделана в моей студии. Сергей пришел раньше других, за полчаса до съемки, и сидел на диване, надев очки, что-то записывая в своем дневнике. Он был больше похож на молодого ученого, чем на героя криминальной драмы. Обратил внимание на полное несоответствие его ангельской сути с теми образами, которые он создал в фильмах. До того как сделать нашу журнальную съемку, я при участии Алексея Балабанова снял афишу фильма «Брат-2». С Балабановым сложно было работать, он воспринял меня как обслуживающий персонал. Когда он ушел, я выдохнул и начался праздник — общение и работа с Сергеем. Я заметил, что Сергей красиво курит и предложил сделать несколько кадров с сигаретой. Сейчас, к сожалению, такие кадры мы не можем опубликовать в журнале по понятным причинам.

Когда уже съемка заканчивалась, мне захотелось передать его легкий и стремительный характер, я попросил его зашнуровывать в кадре обувь с таким ощущением, что еще мгновение, он вспорхнет и улетит.

Наталья Гундарева, 2003 год. Фото: Виктор Горячев

— Давайте про Бондарчука поговорим. Он тут молодой совсем.

— Эту историю можно начать даже не с Федора, а с его отца. Я тогда еще не был профессиональным фотографом, работая вне штата для разных журнальных изданий. И когда я в газете увидел, что снимается «Тихий Дон» в Подмосковье, насколько я помню, в Одинцовском районе, сразу записался в массовку. Мне очень хотелось снять Бондарчука. В этот день было очень холодно. Когда Сергей Федорович вышел из вагончика, я стремительно подбежал к нему. Он как-то спокойно отнесся к съемке, сказав: «Снимайте, только я не очень хорошо выгляжу, я старый». Меня это очень тронуло.

— Фотография сохранилась?

— В том-то и дело, что нет. У меня тогда был фотоаппарат «Зенит», а любая техника имеет свойство замерзать на улице и давать совершенно другие, более длинные выдержки. И когда я проявил эту слайдовую пленку, очень расстроился — кадры были сильно пересвечены. Я был хорошо знаком с начальником фотослужбы «Огонька» Геннадием Викторовичем Копосовым, который сделал самый известный свой кадр при температуре минус 55 градусов. Он тогда сказал мне: «Тебя только одно могло спасти, ты должен был прятать свою камеру в тепло». Вот после этого я все свои камеры, в том числе и в съемке с Баталовым, зимой держал под верхней одеждой.

А в следующем, 1993 году, работая в павильоне «Мосфильма» у Андриса Лиепы, в перерыве забрел в соседний павильон, где Федор Бондарчук снимал свой дебютный музыкальный фильм «Люблю» с Людмилой Гурченко. Было интересно наблюдать, как она тщательно выставляла на себя свет. Недавно я узнал, что именно так проводила свои фотосессии Марлен Дитрих, используя вертикальную схему света с задней мягкой подсветкой. Я подошел к Людмиле Марковне и попросил разрешения сделать кадр, и она выделила пять минут своего драгоценного времени.

Федор Бондарчук, 2000 год. Фото: Виктор Горячев

— Вот такой свет Людмилу Марковну устраивал! Никаких морщин не видно. Это не фотография, а картина!

— Да. А с Федором мы уже более тесно познакомились, когда я пришел делать серию фотографий для одного издания. Снимали на «Мосфильме». Вдруг ему позвонили, Федор попросил подождать полчаса, а пропал на шесть часов. Я остался ждать, заметив, что он уехал налегке. Когда Федор вернулся, он оценил мое долготерпение, сказав, что теперь весь в моем распоряжении. Мне давно не давала покоя мысль снять портрет широкоугольным объективом, как снимал портретуру мой любимый Жанлу Сьефф. Я присмотрел открытый павильон в первом корпусе и снял Федора Сергеевича, сидевшего на корточках на фоне каких-то деревянных конструкций, получив столь необходимую мне динамику изображения.

— Иногда ты думаешь, что идея соответствует личности, а иногда нет. Но все-таки, мне кажется, ваша сильная сторона — передавать сущность человека с одного кадра. Посмотрите, какие на этом фото глаза у Натальи Гундаревой. Это же прям она-она!

— Обратил внимание, что она с большим трудом допускает до себя новых людей. На первой съемке мне и визажисту Ире Журавлевой, с которой я работаю уже почти четверть века, было непросто. Больше двух часов Ира наносила макияж, постоянно общаясь с Наташей, и в какой-то момент она нащупала контакт и в кадр Гундарева вошла легко, в отличном настроении. Наташа сама фонтанировала идеями, сначала сделали серию живых фотографий в мужской шляпе, которую она забавно обыграла, затем она придумала купеческий образ в черной шубе и меховой шапке с повязанным поверху платком — получилось очень стильно. Затем был императорский образ в изысканном золотом платье и под конец сняли в домашнем элегантном платье, сидя на полу у дивана, получилось живо и весело. После этого мы несколько раз с Наташей работали, помню, она просила называть ее демократично, по имени.

Людмила Гурченко, 1992 год. Фото: Виктор Горячев

— Она что-то рассказывала о себе?

— Да, был интересный разговор. Я в какой-то момент ей пожаловался, что не умею грамотно себя «продавать». Она говорит: «Хочешь, расскажу свою схему? Когда ты договариваешься с заказчиком, категорически не называй свою цену, жди максимально до последнего, чтобы заказчик сам ее сформулировал. А как только он назовет цену, умножаешь ее на три и затем начинай снижение». Я постоянно пользовался ее советом, но никогда не решался умножить гонорар на три.

— А этот кадр, похоже, снят тоже у нее дома?

— Да, но это была уже совсем другая, четвертая съемка для биографической книги о ней. Мне очень хотелось показать тот внутренний свет, который исходил от нее, и те восхищение и нежность, которые я испытывал по отношению к Наташе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джулия Робертс и три ее самых заветных желания Джулия Робертс и три ее самых заветных желания

Второй Джулии Робертс все еще нет как нет

Караван историй
Как перестать быть удобной для всех Как перестать быть удобной для всех

Как научиться отказывать окружающим?

Лиза
Нина Дворжецкая и Алексей Колган: Нина Дворжецкая и Алексей Колган:

Нина Дворжецкая и Алексей Колган — о своей семье, детях и любви

Караван историй
Лед и бьюти-подушка: 9 лайфхаков по уходу, которые заменят тебе походы к косметологу Лед и бьюти-подушка: 9 лайфхаков по уходу, которые заменят тебе походы к косметологу

Хочешь научиться справляться с морщинами без помощи косметолога?

VOICE
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Улыбаемся и машем! Улыбаемся и машем!

Про Мадагаскар можно рассказывать долго — и не сказать ничего

Y Magazine
Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...» Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...»

Режиссеры находятся в плену ролей, которые я когда-то сыграла

Коллекция. Караван историй
Кто такие «новые» отцы и все ли с ними в порядке? Кто такие «новые» отцы и все ли с ними в порядке?

«Новое» отцовство — природа и подводные камни этого явления

Psychologies
Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!» Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!»

Я чувствую, что наполнена зрительской благодарностью и любовью

Караван историй
Школа не учит свободе выбора: как в образовании работают гендерные стереотипы Школа не учит свободе выбора: как в образовании работают гендерные стереотипы

Почему учителя воспроизводят гендерные стереотипы?

Forbes
Лимонов и женщины Лимонов и женщины

Любовные успехи Лимонова легендарны. В любви он преуспел

Esquire
Каменный цветок Каменный цветок

Монохромный минималистичный интерьер от студии DKart

SALON-Interior
Хетти Грин. Ведьма с Уолл-Стрит Хетти Грин. Ведьма с Уолл-Стрит

В городе ее знала каждая собака, а солидные бизнесмены кланялись ей за милю

Караван историй
«В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера «В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера

Почему театр — это идеологическое поле и почему во главе должен стоять режиссер

Forbes
5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой 5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой

В Абхазии даже в холодный сезон достаточно развлечений

Вокруг света
«Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте «Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте

Главное из интервью серийного предпринимателя Антона Гладкобородова

VC.RU
Воспитание вкуса: как сентиментальные чувства сыграли роль в развитии капитализма Воспитание вкуса: как сентиментальные чувства сыграли роль в развитии капитализма

Отрывок из книги «Эмоции» — о сантиментах и желаниях как добродетели

Forbes
Побои и обрезание: cестры из Дагестана рассказали, почему и как сбежали от семьи Побои и обрезание: cестры из Дагестана рассказали, почему и как сбежали от семьи

Что пришлось пережить сестрам из Дагестана?

Psychologies
10 знаковых вещей Raf Simons, вошедших в историю моды 10 знаковых вещей Raf Simons, вошедших в историю моды

Десять предметов и коллекций Raf Simons, которые точно можно назвать культовыми

Правила жизни
Очень страшная любовь: 8 «тревожных звоночков» из известных романтических фильмов Очень страшная любовь: 8 «тревожных звоночков» из известных романтических фильмов

Что будет, если пересмотреть популярные мелодрамы критическим взглядом?

Forbes
Вот как антибиотики влияют на скелет подростка: лечение прыщей будет с последствиями Вот как антибиотики влияют на скелет подростка: лечение прыщей будет с последствиями

Лечение акне системными антибиотиками может сказаться на здоровье

ТехИнсайдер
Самый обаятельный маньяк в истории: как Джек Унтервегер очаровал весь мир, чтобы продолжить убивать Самый обаятельный маньяк в истории: как Джек Унтервегер очаровал весь мир, чтобы продолжить убивать

Как маньяк стал культовым поэтом и писателем

VOICE
Совместимость, близость и свобода: на чем сегодня строится счастливый брак Совместимость, близость и свобода: на чем сегодня строится счастливый брак

Каждый человек хоть раз задавался вопросом — зачем нам отношения?

Psychologies
Человеческие кости розовые, но могут быть черными? Вы поразитесь! Человеческие кости розовые, но могут быть черными? Вы поразитесь!

Многие люди считают, что их кости белые, как у макета скелета в классе биологии

ТехИнсайдер
От чего стоит отказаться при повышенном сахаре в крови: 7 запрещенных продуктов От чего стоит отказаться при повышенном сахаре в крови: 7 запрещенных продуктов

Какие продукты нужно исключить, чтобы снизить сахар в крови

ТехИнсайдер
Эдуард Успенский: главный сказочник страны, который страшно ненавидел детей. Но почему? Эдуард Успенский: главный сказочник страны, который страшно ненавидел детей. Но почему?

За маской величайшего детского писателя скрывался садист и алкоголик

ТехИнсайдер
Спишь 8 часов и всё равно чувствуешь себя уставшей? Вот что тебе поможет! Спишь 8 часов и всё равно чувствуешь себя уставшей? Вот что тебе поможет!

Почему люди чувствуют себя разбитыми даже после полноценного ночного сна

VOICE
Манипуляция — это нормально. Как обращаться с теми, кто вами манипулирует Манипуляция — это нормально. Как обращаться с теми, кто вами манипулирует

Как себя уберечь от манипуляторов?

Psychologies
Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей» Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей»

Как обеспечить непрерывность процессов в условиях неопределенности?

РБК
«Татьяна поняла, что она во френдзоне»: как воспринимают женщин в русской литературе «Татьяна поняла, что она во френдзоне»: как воспринимают женщин в русской литературе

Что стоит перечитать и как переосмыслить знакомые женские персонажи?

Forbes
Открыть в приложении