Карантинный спорт, опыт редакции: как в Подмосковье прошла гонка крейсерских парусных яхт
Лето-2020 запомнится не только частичным локдауном и отсутствием заграничных поездок, но и внезапной любовью всех и вся к водным видам спорта. Уверены, в ваших лентах в соцсетях тоже десятками мелькали фото и видео тех, кто встал на вейкборд или попробовал себя в яхтинге где-то в водах Москвы и Петербурга. Исключением не стала и редактор новостей Esquire.ru Марина Дульнева: она присоединилась к команде, которая участвовала в регате, и поняла, как чувствует себя матрос. О том, как это было, она рассказывает в блоге редакции Esquire.
Яркое солнце Италии грело и убаюкивало яхтсменов, одетых в легкую летнюю экипировку, а теплый ветер в 11 узлов обещал захватывающее приключение…
Так мог бы начаться этот репортаж, если бы я писала его в любой другой момент. Но в 2020-м реальность такова, что мы находимся на Кубке крейсерских яхт на Пестовском водохранилище в Московской области, небо затянуто тяжелыми облаками, а яхтсмены прячутся где-то под слоями теплой одежды.
Соревнования проходят в два дня, в них участвуют более 50 яхт, которые разделили на шесть групп в соответствии с классом.
Яхта «Авось», на которой ходила наша команда (два опытных спортсмена и четверо начинающих), относится к классу «минитонник», в нем выступало еще восемь экипажей. Наш инструктор и капитан Олег Витольдович Смирнов рассказал, что яхты этого класса считаются семейными и обычно на регату их приходит немного.
От места стоянки «Авося» до места проведения регаты — около двух часов пути по воде. По пути капитан провел для нас инструктаж: в гонке крайне важно то, как яхта стартует, от этого зависит дальнейший результат. Видимо, поэтому именно на старте иногда случаются разные спорные инциденты, а порой и столкновения: спортсмены спешат занять наиболее выгодное положение и вырваться вперед с самого начала. Времени на раскачку нет: стартовать нужно в течение пяти минут с момента объявления старта, иначе яхта не будет участвовать в зачете.
На воде нет прямых дорог
Судьи объявляют старт, и начинается борьба: яхты должны обойти знаки (буйки), расставленные по акватории специально для гонки. И конечно, должны справиться с этим быстрее соперников.
И тут начинающих яхтсменов ждет сюрприз: то, что вы видите знак прямо по курсу, вовсе не означает, что вы можете просто нацелиться на него и идти по прямой. В этой гонке яхта стартует против ветра, поэтому в таком положении она будет, скорее, постепенно сползать назад, но точно не продвинется к финишу.
Капитан заранее предупредил нас, что на первом отрезке нас ждет лавировка — к первому буйку мы будем двигаться зигзагами, чтобы идти наиболее выгодным в плане скорости курсом, но при этом двигаться в нужном направлении.
Мы стартуем, и в заднюю часть яхты начинает немного заливаться вода. «Марина, Саша — на нос!» — капитан отправил нас на переднюю часть лодки, чтобы разгрузить корму. После того как экипаж распределили равномерно, вода больше не заливалась.
Мы начинаем лавировать: яхта попеременно поворачивается то одним, то другим бортом к ветру (это называется "смена галса"), и каждый такой маневр осуществляется через поворот и переход парусов на другую сторону.
"Приготовиться к повороту!" — командует Владимир Казаков, еще один инструктор, опытный гонщик и наш рулевой. Это значит, что каждый участник команды должен занять свое место: кто-то должен следить за шкотами (веревки, которые регулируют натяжение парусов), а тот, кто сидит на носу, должен максимально прижаться к лодке. Между собой мы стали называть это "принять позу фараона или Ленина". И все равно парус пройдет буквально в нескольких сантиметрах над ним, так что переждать поворот на носу яхты, даже лежа, задача непростая.