Якутское "Пугало" и чукотский "Китобой" — триумфаторы "Кинотавра". Почему они?
Гран-при "Кинотавра" получил якутский режиссер Дмитрий Давыдов, а приз за лучшую женскую роль — его актриса Валентина Романова; авторы соломенного "Пугала". А приз за режиссуру и приз за лучшую мужскую роль взяли постановщик Филипп Юрьев и чукотский дебютант Владимир Онохов, которые (с пересадкой в Венеции) привезли на "Кинотавр" фильм "Китобой". Ветераны же фестиваля — Иван И. Твердовский ("Конференция"), Анна Меликян ("Трое") и Михаил Сегал ("Глубже!") — получили второстепенные призы. Произошел разворот в сторону то ли большой России, то ли деревенской прозы, то ли подлинного наива. В любом случае, это прекрасно.
Герой “Китобоя” — чукча Лешка (дебютант Владимир Онохов), но не из анекдотов, а из реальности: простой парень, который зарабатывает китобойным промыслом, а девушек видит в основном в Интернете. И влюбляется в одну из них - бессловесную, но улыбчивую вебкам-модель Holly999 (Кристина Асмус). Девушка, возможно, живет в Америке — в городе-моторе Детройте. Но Чукотка — недалеко от американской границы; в конце концов, это сибиряки когда-то заселили будущий Новый свет. Так что Лешка, подтянув в библиотеке английский язык и устелив дно моторной лодки консервными банками, пускается в собственную одиссею.Со всеми обязательными остановками — Сциллой и Харибдой в Беринговом проливе, островом циклопа и сиренами из Интернета.
Работа над этим чутким фильмом заняла у режиссера дебютанта Филиппа Юрьева почти десять лет, а художественный результат родился из документального замысла. Этим “Китобой” и поражает: переливами между сказочной мифологемой и “кино-правдой”, максимально продуманным сценарием в духе “санденсовских” романов воспитания и упоительным хаосом реальной жизни; занимательным исследованием внешнего пространства и деликатным погружением во внутренний мир героя. В кадр прокрадывается осторожная кошка. За мотоциклетной коляской, в которой везут деревенскую красавицу (актриса Мария Чупринская, которая могла бы играть у Линча), бегут чукотские дети. Колоритный дедушка собирает пожитки и заявляет, что готов умирать. А охотники на китов выходят в море - и сцена убийства кита (интересно, назвал ли кто-то из венецианских критиков эту сцену снафф-видео?), как бы чудовищно это ни звучало, превращается в трагическую поэму. Но главный герой - не капитан Ахав, а сущий ребенок. В отличие от “Sheena667” Григория Добрыгина,