Как выжить и преуспеть в эпоху перемен, не выгорая и не впадая в отчаяние
Сила инстинкта самосохранения в периоды резких перемен может помешать нам найти действительно подходящие решения для оптимального выхода из ситуации, адаптации к ней или даже того самого выживания, для которого этот инстинкт предназначен. Эксперт по стратегиям поведения в эпоху трансформаций Джон Коттер в своей книге «Стратегии перемен. Как добиться выдающихся результатов в нестабильные времена» рассказывает, почему для любых важных изменений нужна поддержка большого числа людей и что общего между восстановлением озонового слоя, корпоративными трансформациями и социальными переменами
Профессор Гарвардской бизнес-школы Джон Коттер — эксперт по изменениям и стратегиям выживания в нестабильных условиях. Он написал 21 бизнес-книгу, 12 из которых стали бестселлерами, и почти все они так или иначе посвящены теме перемен, трансформаций, периодов турбулентности, а также ответам на вопрос, как быть, если только вы понимаете, что «ваш айсберг тает» (как в названии одной из его книг), а окружающие видят только верхушку этого айсберга и отказываются принимать реальность.
При этом Коттер постоянно подчеркивает, как важно в периоды изменений опираться не только на инстинкт самосохранения, но и пытаться найти в себе точку опоры и «творчески переосмыслить ситуацию». Он выделяет два основных механизма, которые включаются у человека в момент резких трансформаций — «канал выживания» и «канал процветания». Первый требует срочной реакции на угрозу и поиска путей ее устранения или избегания. Этот механизм ключевой и срабатывает первым. «Канал процветания» позволяет найти в себе энергию для поиска возможностей не просто для ухода от опасности, но и для творческих и неординарных решений, способных изменить ситуацию к лучшему. По мнению Коттера, в ситуации стресса первым включается инстинкт выживания, но он подавляет те внутренние ресурсы, которые могли бы помочь найти наилучший выход. О том, как найти в себе энергию для инновационных решений в условиях повышенной тревоги, Коттер рассказывает в своей новой книге «Стратегии перемен. Как добиться выдающихся результатов в нестабильные времена» (выходит в марте в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Forbes публикует отрывок.
У перемен, которые становятся все более быстрыми и сложными, есть масштабное последствие. Практически все организации вынуждены адаптироваться, меняться, ускоряться и опережать события, но мы — человечество в целом — тоже сталкиваемся с угрозами и видим потрясающие возможности, с которыми не сможет справиться ни одна отдельная организация. Среди этих угроз — климатические катастрофы, неожиданные пандемии, химическое, биологическое и ядерное оружие массового поражения, созданное человеком, системный расизм. Среди возможностей — разнообразные улучшения системы здравоохранения: от искоренения смертельно опасных заболеваний до облегчения страданий множества людей.
Чтобы избежать угроз и воспользоваться возможностями, чтобы бороться с болезнями, избавляться от бедности, реагировать на политические движения, требуется изменение статус-кво действий большого числа людей, которые не обязательно являются частью какой-либо единой организации. Все это требует и значительной поддержки большого количества людей и организаций.
В конечном счете все сводится к нашей способности возглавить перемены в сложном, все более изменчивом мире, способности выжить и процветать, несмотря на многочисленные барьеры. Трудности, безусловно, могут быть разными — в зависимости от того, с какой именно угрозой или возможностью мы имеем дело и сколько людей и организаций вовлечено в происходящее. Но в какой-то степени можно сказать, что динамика любых значительных перемен — и проблем, и решений — всегда одинакова, потому что человеческая природа есть человеческая природа, современная организация есть современная организация, а мир становится все более и более взаимосвязан, и из-за этого изменчив и нестабилен, как никогда.
Так что же исследования перемен внутри организаций говорят нам о социальных переменах, в которых участвуют крупные системы из предприятий, групп, отдельных людей, правительств и т. д.? На самом деле говорят они немало.
Уроки, полученные из исследования организаций
Если попытаться дать краткий обзор, то три самых важных урока о процветании в быстро меняющемся мире, которые мы выучили, следующие. Во-первых, сейчас жизнь в намного большей степени, чем даже 100 лет назад, управляется крупными, формализованными современными организациями — а их структура заточена прежде всего под эффективность и надежность, а не инновации и быстрые перемены. Эти предприятия — совершенно новое явление, неизвестное в течение 99,99% всей жизни вида Homo sapiens на Земле. Сейчас жилье, пища, здравоохранение, безопасность и все остальные важнейшие товары и услуги уже не предоставляются небольшой семьей или племенем всем своим членам. Эти потребности теперь удовлетворяются множеством формализованных организаций, появившихся после промышленной революции, и базируются на иерархии должностей и управленческих процессах. Такую организационную структуру создали для того, чтобы наиболее полно воспользоваться плодами промышленной революции — возможностью производить продукцию в огромном количестве и продавать более качественные товары по низким ценам. В этой структуре ключевая цель — эффективность, надежность и стабильность, а не инновации, перемены и гибкость.
Из-за постоянно растущей взаимосвязи между бизнесом и государством перемены в обществе невозможны без помощи многих из этих организаций, причем не только коммерческих, но и правительств, НКО, благотворительных фондов и т. д. В каком-то смысле список весьма разнообразен, но все эти учреждения имеют современную структуру, которой немногим более ста лет и которая — из-за того что главный акцент делается на стандартизации и стабильности — создает множество барьеров для сколько-нибудь значительных перемен. Даже в одной-единственной организации таких барьеров может быть с десяток.
Но когда речь идет о переменах в обществе, мы говорим не об одной организации. Мы говорим в буквальном смысле о десятках, сотнях, тысячах государственных структур, коммерческих предприятий и фондов, о сотнях тысяч или даже миллионах людей, которым приходится сотрудничать или действовать совершенно новым образом. Подобные масштабы сотрудничества человек не в состоянии понять интуитивно. Так что не будет слишком большим преувеличением сказать, что провести большие социальные перемены — практически такая же трудная задача, как перевезти Скалистые горы в штат Теннесси. А во многих случаях самое большое препятствие для продвижения к этим невероятно трудным целям — то, что участники данных событий значительно недооценивают их масштаб.
Второй (более оптимистичный) урок, полученный из исследований перемен: вы можете получить поистине колоссальные результаты. Даже оптимистичные по природе люди способны невероятно изумить самих себя, увидев, чего они (и их организации) могут добиться благодаря правильному пониманию того, как внедрять сложные изменения в быстро меняющемся мире. В первую очередь нужно осознавать необходимость задействования широких масс, всем сердцем желающих, чтобы что-то произошло, и готовых возглавить эти перемены. Это люди, у которых активирован канал процветания и которые помогают активировать его у других. Это люди, которые совершают новые действия, не такие, как раньше, мотивируют на это остальных и достигают лучших результатов, а эти результаты признаются, объявляются и празднуются. Такое поведение, в свою очередь, порождает новые действия, новые результаты и нарастающий импульс. В конце концов у людей начинает меняться образ мыслей. После этого со временем возникают новые привычки, новые нормы, ценности и целая культура, которая помогает сделать перемены по-настоящему устойчивыми.