Откуда взялось вологодское машиностроительное чудо

ForbesАвто

Как Вологда стала центром производства дешевых вездеходов из бэушных деталей

Игорь Попов

Фото Анастасии Руденко для Forbes

На производственной площадке, зажатой между гаражами, автосервисом и молокозаводом, выпускают самый дешевый в России вездеход. Всего за 165 000 рублей покупатель получает аппарат с переломной рамой, сравнимый по своим ходовым качествам с вездеходной техникой стоимостью в несколько миллионов рублей. Вологодский ЗИС-5, за исключением китайского двигателя, почти полностью собирается из бывших в эксплуатации деталей и шин от российских автомобилей. В зависимости от сезона предприятие продает от 80 до 200 машин в месяц. Forbes разобрался, откуда взялось вологодское машиностроительное чудо.

Они не боятся бездорожья, способны плыть по воде и перемещаться по местности с самым сложным рельефом. Производителей машин аналогичной конструкции в Вологде уже с десяток, и спрос не ослабевает.

Московский дилер вездеходной техники Илья Третьяков впервые увидел вологодскую примитивную машину с переломной рамой на охоте. «Восемь лет назад я продавал технику с ценой более миллиона рублей. Но как-то на охоте увидел, как ребята на такой штуке просто творили чудеса на бездорожье, — рассказывает Третьяков. — Поехал посмотреть на производство где-то в 4:00, а там уже перед воротами толпа желающих поработать. Приехал человек, ткнул пальцем в пятерых — вот вы, остальные свободны. Задача: до обеда сделать 15 штук. С «Камаза» сваливают ржавые мосты с коробками передач, хватают их, сваривают, прикручивают к раме, один с ведром краски ходит и прямо по ржавчине красит. Вот такая была сборка».

Главное отличие дешевых вологодских вездеходов, прозванных в народе «каракатами», — большие шины низкого давления, полный привод и рама с узлом перелома, которая позволяет держать сцепление с дорогой всеми колесами при прохождении сложного рельефа.

Кто первым придумал эту конструкцию, неизвестно. «Кто-то у кого-то увидел и решил сделать лучше», — примерно так описывают начало своего бизнеса производители «каракатов» в Вологде. «Журнал «Моделист-конструктор» за 1967 год, если я не ошибаюсь, писал о вологодской, кстати, амфибии-переломке, с нее все это дело и пошло», — считает Третьяков.

Сейчас его компания «Мастер-техно» в разделе «Вездеходы 4х4 «каракаты» продает технику 20 наименований, среди них — и ЗИС-5. Эта машина считается самой дешевой и самой массовой моделью «караката». Ее собирают на переломной раме с поворотным кулаком от уазика, с мостами, коробкой передач и рулевой колонкой с рулем от ВАЗов. Все детали с авторазборок, поэтому гарантию можно получить только заводскую на китайский двигатель Lifan, которым комплектуется ЗИС-5. Шины для «караката» делают в отдельном цехе. С бывших в употреблении шин от «Камазов» и «Уралов» вручную срезают несколько сантиметров корта и вырезают новый протектор, после этой операции вес шины уменьшается с 80 до 20–30 кг. Затем их монтируют на вазовские диски, увеличенные до необходимых размеров специальным конусом.

По словам руководителя предприятия Михаила Молчанова, прототипом ЗИС-5 был «каракат», который повстречали на охоте в лесу. Машину привезли в Вологду, «конструкцию максимально упростили, облегчили и получили самые дешевые и, естественно, самые продаваемые машины». Первый «каракат» собрали в 2013 году, дело сразу пошло, как говорит Молчанов, и за год собрали 300 вездеходов.

Сейчас на предприятии работает 30 человек, летом, когда спрос на вездеходную технику увеличивается, они производят 200 «каракатов» в месяц. Никаких документов, за исключением чека на покупку, на транспортное средство не выдается. «Я сразу предупреждаю, что это техника не для дорог общего пользования придумана, — объясняет Молчанов. — Это вообще мотоблок юридически». Претензий у клиентов к качеству ЗИС-5 множество, на предприятии о них знают. «Не бывает идеальной техники, тем более для таких тяжелых условий эксплуатации, у вездеходов и за 8 млн рублей кузова рвутся. А у нас поломки, которые можно на коленке починить, — отвечает на претензии покупателей Михаил Молчанов. — У нас и объемы большие. Это как с «Евросетью» было, когда они начали продавать огромное количество телефонов, соответственно, возросло количество возвратов с браком».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Исключи из рациона Исключи из рациона

7 продуктов, которые только прикидываются диетическими

Лиза
Эксплуатация и сексуализация: за что критикуют детские конкурсы красоты Эксплуатация и сексуализация: за что критикуют детские конкурсы красоты

Как детские конкурсы красоты становятся местом реализации родительских амбиций

Forbes
Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список

Как изменились цены самых популярных автомобилей на российском рынке

РБК
Красный маркер обиды Красный маркер обиды

Зачем нужна обида? И как с ней жить?

Здоровье
Экспедиционный Volkswagen Amarok. В двух шагах от идеала Экспедиционный Volkswagen Amarok. В двух шагах от идеала

Volkswagen Amarok — идеальное средство для автономных путешествий

4x4 Club
Тысяча километров перестройки Тысяча километров перестройки

История одной автореставрации

Robb Report
В ментоловом паре электронных сигарет нашли больше микрочастиц В ментоловом паре электронных сигарет нашли больше микрочастиц

Ментоловые электронные сигареты могут быть более вредными для здоровья

N+1
Расчлененка смысла Расчлененка смысла

«Алиса в Стране чудес» как утопия абсурда

Weekend
Производство Toyota FJ Cruiser официально прекращено. А жаль Производство Toyota FJ Cruiser официально прекращено. А жаль

История странноватого внедорожника Toyota FJ Cruiser

4x4 Club
Костя Плотников Костя Плотников

Дворник, офисный сотрудник и петербургский актер Костя Плотников

Собака.ru
6 лучших книг про авангард 6 лучших книг про авангард

Что читать на тему авангарда?

Правила жизни
Агентки империи: как принцессы помогли народу хунну построить огромное государство в степях Азии Агентки империи: как принцессы помогли народу хунну построить огромное государство в степях Азии

Генетика раскрыла тайну народа, который почти не оставил следов в истории

Вокруг света
Что есть, чтобы похудеть Что есть, чтобы похудеть

Как стоит питаться, чтобы тренировки приносили наибольший эффект фигуре

Лиза
Работала грузчицей, мыла полы: как Людмила Норсоян стала пионером моды в России Работала грузчицей, мыла полы: как Людмила Норсоян стала пионером моды в России

Когда-то Людмила Норсоян приехала в Москву с одним чемоданом, набитым книгами

Forbes
Опасные игры: правила для любовников Опасные игры: правила для любовников

Какие правила для любовников формулирует психолог Ульрих Клемент

Psychologies
Почему уменьшается Меркурий и существует ли атмосфера у этой планеты: неожиданные факты, которые удивят даже астрономов Почему уменьшается Меркурий и существует ли атмосфера у этой планеты: неожиданные факты, которые удивят даже астрономов

Невероятные факты про атмосферу загадочного Меркурия

ТехИнсайдер
Лучшие фильмы, снятые одним кадром Лучшие фильмы, снятые одним кадром

10 случаев, когда самый эффектный визуальный прием растягивают на весь фильм

Maxim
Индейцам с северо-запада Америки нашли трехтысячелетнюю родственницу Индейцам с северо-запада Америки нашли трехтысячелетнюю родственницу

Палеоэскимосы внесли вклад в генофонд коренных американцев Севера

N+1
5 малоизвестных книг братьев Стругацких, которые стоит прочитать 5 малоизвестных книг братьев Стругацких, которые стоит прочитать

Советуем произведения братьев Стругацких, которые заслуживают внимания

Правила жизни
Каким получился фильм Бена Аффлека Air — об истории легендарных кроссовок Nike Каким получился фильм Бена Аффлека Air — об истории легендарных кроссовок Nike

«Air: Большой прыжок» — драма о самой знаковой сделки в истории спортивной обуви

Правила жизни
История провала: как российский стартап умных камер SmaSS умер, несмотря на инвестиции и связи История провала: как российский стартап умных камер SmaSS умер, несмотря на инвестиции и связи

Антон Крамаров поделился своей историей взлетов и падений

Inc.
Художник Лариса Ломакина — о работе с Богомоловым, дедлайнах и адреналине Художник Лариса Ломакина — о работе с Богомоловым, дедлайнах и адреналине

Интервью с художником-постановщиком Ларисой Ломакиной

РБК
Бисер, японская керамика, коллаж из ткани и чугун. 5 молодых художников, работающих с ремесленными техниками Бисер, японская керамика, коллаж из ткани и чугун. 5 молодых художников, работающих с ремесленными техниками

Пять художников, которые обращаются к старейшим ремесленным практикам

Правила жизни
Как продать квартиру в ипотеке. 4 способа не нарушить закон Как продать квартиру в ипотеке. 4 способа не нарушить закон

Ты можешь избавиться от долговых оков – продать квартиру, купленную в ипотеку

Лиза
Как отправить большой файл: 6 способов Как отправить большой файл: 6 способов

Как отправить большой файл, не оплачивая подписки на облака и файлообменники

CHIP
Александр Долгих. Роботы нас похоронят Александр Долгих. Роботы нас похоронят

Понимают ли машины с автопилотом последствия своих действий?

4x4 Club
«Индюшачья шея» «Индюшачья шея»

Старение шеи: что за напасть и как с ней бороться

Лиза
Здесь русский дух Здесь русский дух

В 2023 году Псков отмечает очередной юбилей — 1120-й день рождения

Лиза
Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой» Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой»

Нелли Борисюк - любящая жена и мама семерых детей

Караван историй
Константин Вишневский: « Даже иллюзия самостоятельности робота вызывает страх и недоверие» Константин Вишневский: « Даже иллюзия самостоятельности робота вызывает страх и недоверие»

Насколько реальна перспектива вытеснения людей «цифровыми сотрудниками»?

РБК
Открыть в приложении