Как в мире борются с незаконным выловом кальмара
Кальмары — прекрасный источник белка и основа многих блюд: от традиционной азиатской и средиземноморской кухни до новогодних салатов. Но распоряжаться этим ресурсом нужно с умом. Международная команда экологов три года следила за выловом кальмара в трех океанах и выяснила, что 86% времени он ведется в нерегулируемых водах, где за нормами по добыче головоногих никто не следит. Рассказываем, чем это грозит кальмарам и как ученые предлагают наказывать нарушителей.
Светить фонариками
Науке известно около 250 видов кальмаров, и около 30 из них — промысловые. Едим этих головоногих не только мы, но и кашалоты, а еще — важные для рыболовства длинноперый тунец и кижуч. Сами кальмары охотятся на многощетинковых червей, мальков рыб и мелких ракообразных. Десятиметровые гиганты Mesonychoteuthis hamiltoni и Architeuthis, весящие сотни килограммов, питаются добычей покрупнее — глубоководными рыбами. Но для промысла важнее «середнячки», а не колоссы. Например, командорский кальмар, который может нагулять в лучшем случае 2,5–3 килограмма.
Ловят кальмаров на леску с сотнями крючков, намотанную на автоматическую катушку. Специальной приманки для головоногого моллюска не нужно: ночью их привлекает свет фонаря.
Экологи из США, Канады, Японии, Австралии и Чили три года следили за ловлей кальмаров на световые приманки по всему миру. В год количество занятых промыслом кораблей, умноженное на количество проведенных ими в море дней, достигало 149–251 тысяч. 86% этого времени — а это более 4,4 млн часов — суда провели в водах, где вылов не регулируется законодательством. С 2017 по 2020 год активность добычи кальмара возросла на 68%.
Ловля с размахом
Оценить активность ловцов кальмаров помогли спутниковые данные автоматической идентификационной системы, которая регистрирует движение судов по их транспондерам. Засечь яркий свет фонарей-приманок помог спутниковый прибор Visible Infrared Imaging Radiometer Suite (VIIRS).
Экологи установили, что промысловые корабли за год успевают поработать в двух-трех океанах и преследуют кальмаров во время миграции на тысячи километров. Перемещая флот между исключительными экономическими зонами прибрежных государств, зонами контроля различных международных организаций и «ничейными» территориями, где за ними никто не следит, глобальные компании обходят ограничения, помогающие сохранять популяцию. В нерегулируемые зоны свободно заходят корабли сразу нескольких компаний, даже если все они нацелены на один вид добычи.