Как устроен рынок б/у компьютерной техники в России и как сегодня работают там продавцы
С 2020 года новые компьютеры подорожали на 20%. При этом покупать их за это время стали лишь больше: с переходом на удалённую работу и учебу многим пришлось обновить технику. И если на один компьютер можно было потратиться, то при покупке ноутбуков для всех членов семьи хотелось уже сэкономить. Другими словами, потребители всё чаще стали обращать внимание на более доступную технику. Например, на сайтах объявлений.
В апреле 2020 года на «Авито» был зафиксирован более чем двукратный рост спроса на ноутбуки, а всего за год на площадке было продано более миллиона ноутбуков. В 2021 году интерес к технике продолжает расти. На один только Macbook с начала года приходится 2,2 млн поисковых запросов, а спрос за первое полугодие увеличился на 10%, на модели марок Asus, Lenovo и Acer спрос тоже вырос. Интересно при этом, что за б/у компьютеры пользователи теперь готовы платить больше, чем раньше, в среднем — 13,5 тысячи рублей против 10,4 тысячи годом ранее.
А впереди — осенний сезон, когда спрос на технику для работы и учёбы традиционно повышается. Inc. поговорил с опытными предпринимателями на «Авито», чтобы понять, как изменился рынок за это время — и для продавцов, и для покупателей.
Кто покупает компьютеры на сайтах объявлений и сколько на них готовы потратить
Сергей Спирин, владелец магазина «ZET-Компьютер», работает на Avito с с 2011 года
Наши клиенты — не только частные лица, но и компании, которые укомплектовывают свои офисы: можно приобрести новый компьютер для бухгалтера за 35 000 рублей, а можно — хороший подержанный с гарантией за 10 000 рублей.
На маркетплейсы б/у технику не пускают, а соревноваться с крупными ретейлерами в категории нового товара мы не можем.
У нас несколько сотен конфигураций от 3000 до 250 000 рублей, но средняя вилка цен — от 15 000 до 60 000 рублей.
«Авито» же нас не ограничивает, позволяет придерживаться гибридной модели: торговать одновременно и новыми позициями, и бывшими в употреблении. Здесь мы конкурируем в основном с частными продавцами: даже если по какой-то причине цена у нас чуть выше, доверия к нам больше, чем к какому-то незнакомому человеку. Покупатели могут прийти в магазин, посмотреть, проверить. Кроме того, у нас есть гарантия и рассрочка.
После нескольких лет экспериментов и эффективности ради я закрыл все каналы продвижения, кроме сайта и «Авито»: объём продаж с тех пор не просто не упал, но вырос — примерно в шесть-семь раз. Около половины всех сделок приходят с «Авито». На карантине мы заметили скачок продаж — около 20%: люди хотели модернизировать свои компьютеры — для работы на дому, например.