«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного
Английском король Генрих VIII получил прозвище «Синяя борода»: он избавился от шести жен. Но первый венчаный царь всея Руси Иван Грозный легко может составить ему конкуренцию: восемь его супруг либо погибли при загадочных обстоятельствах, либо были сосланы или жестоко убиты им самим.
Добродетельная: Анастасия Захарьина-Юрьева
Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Всем боярам разослали грамоты с требованием представить наместникам дочерей и прочих девиц-родственников. Самых лучших отправили в Москву, и из толпы собранных красавиц Иван выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву.
Анастасия была дочерью окольничего Романа Кошкина-Захарьева-Юрьева, а дядя девушки состоял при малолетнем Иване IV опекуном. Может быть, это сыграло свою роль, но уверенно сказать об этом нельзя: невеста была на редкость хороша собой. Миниатюрная, темноволосая и темноглазая, она вмещала в себе все добродетели того времени: целомудрие, скромность, набожность и красоту.
Бояре Анастасию сразу невзлюбили: они считали унизительным службу «своей сестре» — женщине равного им положения. А вот сам Иван жену обожал и прислушивался к ее мнению. «Предобрая Анастасия», сообщали летописцы того времени, «наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели».
Царица не управляла через мужа страной: юная жена лишь сглаживала своей добротой вспыльчивый характер Грозного. Под ее влиянием он отменял смертные приговоры, посещал монастыри, отпускал заключенных и отказался от кровавых забав — перестал травить шутов медведями и собаками.
Досуг Анастасия проводила за вышиванием: из ее мастерской вышли десятки произведений, которые отличала не только роскошь материалов, но и удивительное мастерство и тонкий вкус. Царица родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве. До взрослого возраста дожили только двое ее сыновей: Иван (тот самый, которого мы знаем по картине Репина) и Федор, ставший в 1584 году царем.
Умерла царица после продолжительной болезни в 1560 году в возрасте 30 лет. На похороны Анастасии собралась огромная толпа людей, а бедняки отказывались от похоронной милостыни: свою любимицу они оплакивали искренне, а не за деньги. Сам Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах.
Грозный был уверен: его жену отравили бояре. «С женою меня вы про что разлучили?» — писал он Курбскому. В 2000 году появились доказательства, что Иван IV, вероятно, был прав: в останках царицы обнаружили ртуть, мышьяк и свинец в количестве, которое не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики, которая содержала ядовитые вещества.
После смерти Анастасии царь ожесточился, стал подозрительным и гневливым. «Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели», — писал историк Николай Карамзин. Тогда-то на смену ангелу и пришла демоница: черкешенка Мария Темрюковна.
Злонравная: Мария Темрюковна
Разговоры о необходимости снова жениться бояре завели уже через восемь дней после гибели Анастасии. Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи.
Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом. Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой. После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины.
Увы, никакого сходства с тезкой у черкешенки не было. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях. В отличие от Анастасии Мария не пыталась укротить буйный нрав мужа — наоборот, только разжигала его жестокость и подозрительность. «На злые дела падущая», — так говорил о ней один из летописцев.