Как стать разведчиком: тесты на выявление предубеждений и конформизма
Солдаты идут туда, куда им велели, а разведчики выясняют, надо ли туда идти. Эксперт по рациональному мышлению Джулия Галеф рассказывает, как перестать быть солдатом и почему разведчиком быть труднее, но полезнее для конечного результата
Джулия Галеф — соосновательница Центра прикладной рациональности и автор подкаста Rationally Speaking, который выпускает сообщество New York City Skeptics. Она считает, что залог успеха в современном мире — это рациональность, а главная идея ее книги «Мышление разведчика» (выходит в ноябре в издательстве «Манн, Иванов и Фербер») — в том, что все люди по образу мышления делятся на солдат и разведчиков. Солдаты — это те, кто принимает вещи на веру и действуют соответствующе, а разведчики пытаются узнать, как обстоят дела на самом деле. Большинство людей, утверждает она, пользуются мышлением солдата — это помогает сохранять эмоциональный комфорт и вписываться в социальные группы. Но люди с мышлением разведчика всегда руководствуются вопросом «Правда ли это?», а значит, получают в итоге достоверную информацию, которая помогает устранять проблемы, замечать возможности, просчитывать риски и принимать правильные решения.
Наше подсознание формировалось в другом мире, когда было выгоднее для выживания приспосабливаться к большинству и смиряться с данностью, утверждает Галеф, поэтому оно подталкивает нас к мышлению солдат. В современном мире навыки разведчика ценятся выше, но чтобы смотреть на вещи критически, необходимо прикладывать усилия. Forbes публикует отрывок из книги Джулии Галеф, посвященный премам, которые помогут выработать самосознание настоящего разведчика.
Тест постороннего
Первая половина 1985 года была для технологической компании Intel «мрачным и отчаянным» временем, по словам одного из ее основателей Эндрю Гроува. До того Intel успешно продавала модули памяти, на которых специализировалась. Однако к 1984 году японские конкуренты научились делать модули, которые работали быстрее и лучше интеловских.
Топ-менеджеры Intel наблюдали, как Япония захватывает все бóльшую долю рынка, а их собственная доля все уменьшается, и бесконечно спорили, что делать. Их компанию просто выбивали с рынка. Может быть, переключиться на какой-нибудь другой продукт? Но производство модулей памяти лежало в основе самого существования компании. Мысль, что Intel больше не будет делать микросхемы, казалась кощунством, практически искажением религиозного догмата.
В своих мемуарах под названием «Выживают только параноики» Гроув описывает разговор со вторым основателем компании, Гордоном Муром. Этот разговор позволил спасти Intel. «Мы были подавлены. Я стоял у окна, глядя, как вдали крутится колесо обозрения в парке аттракционов «Великая Америка». Потом я снова повернулся к Гордону и спросил: «Если бы нас выперли и совет директоров привел бы нового СЕО, как ты думаешь, что он сделал бы?» — «Убрался бы с рынка памяти», — без колебаний ответил Гордон. Я долго молча смотрел на него, а потом сказал: «Знаешь что, давай мы с тобой выйдем в дверь, вернемся и сделаем это сами».
Стоило основателям Intel понять, что отказ от производства некогда знаменитых микросхем со стороны кажется очевидным выбором, решение было практически принято. Именно так компании удалось выбраться из бедственного положения середины 80-х, переключившись с производства памяти на то, чем Intel славится сегодня, — выпуск микропроцессоров.
Мысленный эксперимент, который проделали Гроув и Мур, называется «тест постороннего». Представьте себе, что на вашем месте находится какой-нибудь другой человек. Что он сделал бы в вашей ситуации? Когда нужно принять трудное решение, вопрос «Как поступить?» осложняется другими, эмоционально нагруженными, вопросами, такими как: «Моя ли вина, что мы оказались в такой ситуации?» и «Насколько сильно осудят меня окружающие, если я изменю свое решение?» Тест постороннего позволяет убрать эмоциональные осложнения, оставив только рассуждения о том, как лучше всего действовать в данном случае.
У этого теста есть вариация: можно представить себе, что это вы — посторонний. Допустим, вы студент. Вам осталось учиться еще два года, но вы все яснее понимаете, что выбранная профессия вас совсем не привлекает. Вы подумывали бросить учебу, но мысль, что на нее уже потрачено несколько лет вашей жизни, так мучительна, что вы всегда находите повод остаться в университете. Представьте себе, что вы другой человек и ваш разум каким-то волшебством пересадили в тело человека по имени (впишите свое имя). Вы не чувствуете никакой ответственности за его прошлые решения, у вас нет потребности казаться последовательным или стремления доказать свою правоту. Вы просто хотите наилучшим образом использовать ситуацию, в которой очутились. Как будто у вас на шее висит табличка: «Под управлением новой администрации». А теперь скажите, какая перспектива вас больше привлекает: потерять еще два года на получение диплома для (впишите свое имя) или уйти и заняться чем-нибудь более интересным?