Станет больше пыток и коррупции. Чем нам всем грозит закрытие «Мемориала»*
Российские власти могут ликвидировать «Мемориал»*, одну из старейших правозащитных организаций, и ее отделение, которое занимается изучением политических репрессий. Чем закрытие «Мемориала»* грозит обычным гражданам и почему его ликвидация коснется многих, кто столкнулся с беспределом силовиков, «Снобу» рассказали правозащитники
Сергей Лукашевский, директор «Сахаровского центра»*
В России нередки случаи, когда в семье существует предание, что среди их предков есть репрессированные, но они не знают деталей и обстоятельств, а иногда не уверены, правда ли это. Тогда они могут зайти в базу «Мемориала»*, найти в ней родственника, сведения о нем, например из так называемых расстрельных списков. Имея эту начальную информацию, они могут запросить следственное дело в государственном архиве, ведь надо понимать, что большинство людей не знают, как это делать самостоятельно, а «Мемориал»* им такую возможность давал. И тысячи людей в России этой возможностью пользуются. Их в «Мемориале»* консультируют, подсказывают им, как правильно юридически действовать дальше. Если «Мемориал»* закроют, то мы потеряем точку, где россияне могут получить первичную информацию о своих репрессированных родственниках.
Мы потеряем историческую память. Ту память, когда для тебя история страны не просто история великих сражений, а память о твоей семье. Именно тогда и возникает подлинный патриотизм — когда ты чувствуешь свою укорененность в историю, пусть местами и в очень трагичную.
Про это говорят реже, но у «Мемориала»* есть программа, посвященная «остарбайтерам» (этой теме посвящен подкаст «Остарбайтеры». — Прим. ред.) — советским людям, которых «угоняли» на принудительные работы в нацистскую Германию. «Мемориал»* также отслеживал их судьбы, стремясь восстановить историю каждого «маленького человека», ставшего жертвой страшных поворотов истории XX века.