Как мат влияет на рабочие отношения и стоит ли бороться с ненормативной лексикой
Шутка о том, что матом не ругаются, а разговаривают, справедлива настолько же, насколько фраза «Сквернословие начинается там, где заканчивается разум». Уже многие годы в обществе нет единого мнения о том, является ли мат частью языка или только засоряет его. Вместе с тем многие исследователи пытаются понять, как ненормативная лексика влияет на психику, корпоративную культуру и даже продуктивность работы. О том, как выстроить общение в команде и почему выбирать выражения — важно для бизнеса, рассказывает Евгений Глазов, директор по этике и комплаенсу пивоваренной компании AB InBev Efes.
Жемчужина языка
В России мат де-юре запрещен — есть законодательство, ограничивающее использование нецензурной лексики в интернете, за мат в общественном месте можно получить административный штраф, а на работе — дисциплинарное взыскание. Несмотря на это, всем очевидно: в России матерятся. Причем многие, часто и с удовольствием.
По опросам ВЦИОМ, 60% населения используют нецензурную лексику в речи, из них 23% матерятся несколько раз в месяц, 19% — пару раз в неделю, а 18% — каждый день. Интересно, что любовь к нецензурной лексике не мешает бороться за чистоту языка. По крайней мере, о том, что такая борьба нужна, высказываются 68% жителей страны. Правда, что именно подразумевается под «чистым языком», в исследовании не сказано, поэтому вопрос о том, стоит ли признавать мат жемчужиной русского языка, все еще открыт. Важно заметить, что язык — не монолитная структура, а развитие речи — динамичный процесс, и отношение к лексике тоже меняется с годами. Так, согласно опросам того же ВЦИОМ, но десятилетней давности, люди стали материться немного меньше.
В мире ситуация не сильно отличается от российской: в 2016 году в среднем человек матерился 80 раз в день и вряд ли делает это значительно реже сегодня. Но, несмотря на популярность, социально одобряемым мат назвать сложно. Например, в корпоративных отношениях он неуместен, это подтверждают опросы: 81% руководителей считают, что использование мата ставит под вопрос профессионализм сотрудника.
Если говорить о роли мата в корпоративных отношениях, стоит понять, что это вообще и для чего используется людьми. Сегодня общепринятого определения нет, но большинство русскоязычных источников трактуют мат исключительно как средство оскорбления собеседника или выражения агрессии, то есть неконструктивную, негативно окрашенную лексику. Однако встречаются и другие мнения. Автор книги «Материться полезно» Эмма Бирн считает, что мат не столько средство оскорбления и уничижения, сколько язык эмоций, и именно поэтому так часто используется в ситуациях стресса и боли. Впрочем, как и с негативными эмоциями, их бурное выражение вряд ли достойно поощрения и точно неуместно в деловой среде.