«Историю поколений можно проследить через коллекцию сигаретных пачек»: как фотограф Саша Генцис снимает мир без людей
20 августа на «Винзаводе» открывается юбилейная выставка работ фотографа Саши Генциса «Природа или прогресс», посвященная теме экологии. Forbes Life поговорил с Сашей Генцисом про потоки фотоснимков, белых медведей на льдинах, закрытые предприятия и самолеты
В честь своего 50-летия и 20-летия творческой деятельности Саша Генцис покажет 50 снимков, объединенных темой красоты природного пейзажа и влиянием на нее индустриального прогресса. Фотографии из проектов «Управляемые небеса», «Социалистический реализм» и «Индустриальная Исландия» дополнит работа, оживленная с помощью NFT-технологий.
Серия «Индустриальная Исландия»
— В названии выставки «природа» и «прогресс» противопоставлены друг другу. Для вас это взаимоисключающие вещи?
— Сегодня мы постоянно сталкиваемся с этим противопоставлением, оно повсюду — от выбора марки автомобиля или решения покупать продукты в бумажных, а не пластиковых пакетах. Я не раз бывал на Севере и видел, как тают льды. Сначала ты приезжаешь и видишь одну картину, а потом возвращаешься через несколько лет и замечаешь, что белые медведи вынуждены ютиться льдинах гораздо более мелких размеров. Это фундаментальная проблема. Кто-то может считать, что ее нет, и природа гораздо сильнее, чем мы думаем. Это некая интрига, которой и посвящена выставка.
«Река»
— Цифра или пленка? Как сильно вы смешиваетесь в кадр?
— Я очень консервативный фотограф, до последнего отказывался от цифры ради пленки. Но прогресс был настолько очевиден, что несколько лет назад я все же перешел на цифру и нисколько об этом не жалею. Надо сказать, что иначе эта выставка в таком виде и масштабе не получилась бы. Я, в отличие от репортажа или документальной съемки, занимаюсь авторской фотографией. Для меня фотоаппарат и объекты, которые попадают в кадр, – это те части, из которых я потом с помощью цифровой обработки пытаюсь выразить свою идею. Выставка в этом смысле показывает и трансформацию этого подхода. Мне важно и сохранить первичность материала, и сделать картинку визуально насыщенной, чтобы зритель не мог оторваться, чтобы он удивлялся тому, как это сделано.
«Цветные коллекции»
— Как быть фотографом, когда каждый человек с телефоном сегодня — фотограф? Как противостоять водовороту все новых и новых фотографий?
— Я ищу собственную линию в эпоху избыточного контента. Она должна одновременно соответствовать визуальным требованиям текущего момента и быть наполненной смыслами, выходящими за пределы кадра. Если люди моего возраста умеют фильтровать контент, комбинируют оффлайн и онлайн, то наши дети — целиком онлайновое поколение. Для них объем визуальной информации, получаемой изо всех возможных источников, на порядок выше. Мне важно сохранить с ними связь, чтобы им было интересно смотреть на мои работы. Я стараюсь передать не только визуальную, но и поколенческую историю, сохранить важную культурную ценность.