Берег апельсинового цвета, или 7 чудес Кастельона
О том, что чуть севернее Валенсии есть побережье со сладким названием Коста-дель-Асаар, даже среди заядлых путешественников знают немногие
В переводе с испанского Costa dell Azahar означает «Берег цветов апельсина». Апельсиновых деревьев здесь, возможно, больше, чем в других испанских провинциях. Впрочем, когда заходящее солнце бросает оранжевые отблески на пляжный песок и крепостные стены на утесах, название играет по-новому.
Провинция находится на полпути между Барселоной и Аликанте — между двумя крупными аэропортами. Но есть в Кастельоне и свой международный аэропорт, ставший международным символом расточительности и испанского кризиса 2008–2012 годов. Аэропорт Кастельон — Коста-Асаар пуст, чист, регулярных рейсов нет. На момент его официального открытия в 2011-м даже ходили шутки: «открылся новый магазин дьюти-фри, об открытии аэропорта будет сообщено дополнительно».
Кастельон мало исхожен русскими и — обделен вниманием незаслуженно и случайно. Это провинция маленьких сокровищ, красиво залегающих в горах и рассыпанных по берегу. Любителям миниатюр здесь есть что поделать: средневековые города-крепости, отбитые у мавров в XIII веке Хайме I Арагонским настолько компактно устроены, что половины дня на то, чтобы «взять» любой из них, будет достаточно, а после хорошего обеда с местным вином можно отправиться на «взятие» другого, благо расстояния между ними лежат в пределах часа езды максимум.
Чудо первое: Пеньискола, замок Папа Луна
Пеньискола носит титул туристической столицы региона, несмотря на существование административного центра, города Кастельон-де-ла-Плана. Сердце Пеньисколы — замок на высоком мысу, построенный тамплиерами на руинах мавританской крепости. Здесь провел остаток лет авиньонский антипапа Бенедикт XIII — один из главных фигурантов Папского раскола, низложенный в 1417 году. В Испании Бенедикта XIII (настоящее имя Педро Мартинес де Луна) звали Папа Луна. Хорошо сохранившийся замок и сейчас выглядит грандиозно, ведь тамплиеры, оставившие на стенах свои тайные знаки, строили на века.
С верхней площадки открывается впечатляющий вид на два неравных крыла пляжей Пеньисколы — скромный южный, в закрытой бухте, где плещутся семьи с маленькими детьми, и пятикилометровый северный с набережной Плайя Норте, застроенной отелями и ресторанами. Здесь по вечерам отдыхающие из Европы совершают променад, любуясь замками из песка, строители которых днюют и ночуют на пляже, опасаясь современных варваров. Пляж отменный, пологий, с чистым песком, а главное — с потрясающим видом на крепость.
Чудо второе. Морелья
Следы папы Бенедикта XIII ведут в Морелью. Город-музей в горах целиком спрятан внутри крепостной стены длиной два километра, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Над кружевом улиц высятся эпические руины замка, камни которого видели еще сражения Эль-Сида с маврами в XI веке. В монастыре Святого Франциска, который скоро будет превращен в парадор (отель, размещенный в историческом здании), сохранились фрески XV века, изображающие танец смерти.
В ратуше — трехглавый крест, отсылающий к 1414 году, когда в одном из ее залов 50 дней заседали Папа Луна, философ и проповедник Висенте Феррер и король Фернандо I Арагонский, обсуждая ситуацию раскола в церкви. Для жителей Морельи эта встреча была грандиозным событием, и они увековечили память о нем, создав крест с изображением голов всех трех участников заседания.