Как компании придумывают инклюзивный дизайн, чтобы их продукт был доступен всем
Технологиями, которые позволяют делать цифровую среду доступной, люди пользуются каждый день, когда включают вибрацию на смартфоне или увеличивают шрифт. Продуктовый дизайнер и эксперт по цифровой доступности Дарья Филичкина рассказывает, как инклюзивный дизайн помогает компаниям не только охватить большее число пользователей, но и увеличить прибыль.
В 2016 году незрячий американец Гильермо Роблес подал в суд на Domino's Pizza за то, что несколько раз пытался, но так и не смог заказать нужную пиццу ни через сайт, ни через приложение. Он обратился в организацию, защищающую права инвалидов в США, и началось судебное разбирательство, продлившееся несколько лет. В результате суд обязал компанию выплатить штраф и сделать интерфейс сайта и приложения пиццерии доступным для инвалидов. Репутационные потери Domino’s Pizza были так велики, что впоследствии они создали рекламную компанию именно для незрячих людей.
Сегодня неотъемлемое право доступа к информации предусмотрено в законодательстве многих стран. В Европе действует Конвенция ООН о защите прав людей с инвалидностью и законы, созданные специально под интернет-пространство. Например, директива о веб-доступности обязывает приложения публичного сектора (городских администраций, судов, школ, вузов) быть доступными для инвалидов. Бизнес, который сотрудничает с государственными учреждениями, также обязан адаптировать свои программы.
В США действует похожая система: там за соблюдение цифровой доступности отвечает «Раздел 508» Закона о реабилитации. Как и в ЕС, он затрагивает и государственные организации, и компании, сотрудничающие с ними. Например, это касается Microsoft — одной из лидеров в области цифровой доступности.
Если в странах Евросоюза не предусмотрены карающие меры за нарушение перечисленных законов, то в США уже было несколько крупных прецедентов, связанных с соблюдением «Раздела 508». Согласно аналитике, компании Level Access, за 2017-2021 годы количество судебных дел составило более 10 700, а количество жалоб на сложности в использовании сайтов и приложений только в 2020 году превысило 265 000.
Например, компания Amazon сегодня находится в топе по цифровой доступности, но еще в 2018 году она участвовала в крупном судебном разбирательстве. Ее сайт был не адаптирован для слабовидящих пользователей: в нем не предусматривалась функция скринридера, позволяющая озвучивать то, что отображается на экране, и он не был совместим с дисплеем, который используется для «перевода» текста в шрифт Брайля.
Информационная доступность помогает продавать
Но судебные процессы не единственная мотивация уделять внимание доступности. Это может быть не просто отягчающей обязанностью, но и способом увеличить прибыль. По данным ежегодного отчета компании RETURN ON DISABILITY GROUP, цифровая доступность расширяет целевую аудиторию, так как положительно влияет на потребительское поведение не только самих людей с ограниченными возможностями, но и их друзей и родственников, которые «эмоционально связаны» с инвалидностью. Это примерно 3,7 млрд человек с располагаемым доходом около $13 трлн.
Разумеется, компаниям выгодно думать о цифровой доступности, когда речь идет о лояльности такого количества потенциальных клиентов. В Великобритании даже существует термин The Purple Pound («пурпурный фунт») — он обозначает количество денег, которые тратят домохозяйства, где есть хотя бы один человек с инвалидностью. Согласно исследованию, британские предприятия из разных сфер — супермаркеты, рестораны, банки — теряют от £42 до £935 млн (или от $52 000 до $1,2 млн) в месяц только потому, что они по тем или иным критериям недоступны для людей с инвалидностью.