Как компании придумывают инклюзивный дизайн, чтобы их продукт был доступен всем
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/4ok/y9i/5ym/va6nkoezaedftn1ajl0rxr3/zhmuqp.jpg?v=2&temp_url_sig=LjkzehaqApUwCZAuus5cOQ&temp_url_expires=1738959492)
Технологиями, которые позволяют делать цифровую среду доступной, люди пользуются каждый день, когда включают вибрацию на смартфоне или увеличивают шрифт. Продуктовый дизайнер и эксперт по цифровой доступности Дарья Филичкина рассказывает, как инклюзивный дизайн помогает компаниям не только охватить большее число пользователей, но и увеличить прибыль.
В 2016 году незрячий американец Гильермо Роблес подал в суд на Domino's Pizza за то, что несколько раз пытался, но так и не смог заказать нужную пиццу ни через сайт, ни через приложение. Он обратился в организацию, защищающую права инвалидов в США, и началось судебное разбирательство, продлившееся несколько лет. В результате суд обязал компанию выплатить штраф и сделать интерфейс сайта и приложения пиццерии доступным для инвалидов. Репутационные потери Domino’s Pizza были так велики, что впоследствии они создали рекламную компанию именно для незрячих людей.
Сегодня неотъемлемое право доступа к информации предусмотрено в законодательстве многих стран. В Европе действует Конвенция ООН о защите прав людей с инвалидностью и законы, созданные специально под интернет-пространство. Например, директива о веб-доступности обязывает приложения публичного сектора (городских администраций, судов, школ, вузов) быть доступными для инвалидов. Бизнес, который сотрудничает с государственными учреждениями, также обязан адаптировать свои программы.
В США действует похожая система: там за соблюдение цифровой доступности отвечает «Раздел 508» Закона о реабилитации. Как и в ЕС, он затрагивает и государственные организации, и компании, сотрудничающие с ними. Например, это касается Microsoft — одной из лидеров в области цифровой доступности.
Если в странах Евросоюза не предусмотрены карающие меры за нарушение перечисленных законов, то в США уже было несколько крупных прецедентов, связанных с соблюдением «Раздела 508». Согласно аналитике, компании Level Access, за 2017-2021 годы количество судебных дел составило более 10 700, а количество жалоб на сложности в использовании сайтов и приложений только в 2020 году превысило 265 000.
Например, компания Amazon сегодня находится в топе по цифровой доступности, но еще в 2018 году она участвовала в крупном судебном разбирательстве. Ее сайт был не адаптирован для слабовидящих пользователей: в нем не предусматривалась функция скринридера, позволяющая озвучивать то, что отображается на экране, и он не был совместим с дисплеем, который используется для «перевода» текста в шрифт Брайля.
Информационная доступность помогает продавать
Но судебные процессы не единственная мотивация уделять внимание доступности. Это может быть не просто отягчающей обязанностью, но и способом увеличить прибыль. По данным ежегодного отчета компании RETURN ON DISABILITY GROUP, цифровая доступность расширяет целевую аудиторию, так как положительно влияет на потребительское поведение не только самих людей с ограниченными возможностями, но и их друзей и родственников, которые «эмоционально связаны» с инвалидностью. Это примерно 3,7 млрд человек с располагаемым доходом около $13 трлн.
Разумеется, компаниям выгодно думать о цифровой доступности, когда речь идет о лояльности такого количества потенциальных клиентов. В Великобритании даже существует термин The Purple Pound («пурпурный фунт») — он обозначает количество денег, которые тратят домохозяйства, где есть хотя бы один человек с инвалидностью. Согласно исследованию, британские предприятия из разных сфер — супермаркеты, рестораны, банки — теряют от £42 до £935 млн (или от $52 000 до $1,2 млн) в месяц только потому, что они по тем или иным критериям недоступны для людей с инвалидностью.