Как кофе, алкоголь и ролики в YouTube делают нас невротичнее, умнее или спокойнее
С помощью различных доступных инструментов каждый человек при желании может стать более доброжелательным, менее нервозным или даже перестать быть интровертом, если у него есть такая потребность. Не все эти инструменты одинаково действенны и безобидны. Рассказываем, как изменение маршрута по пути на работу может сделать нас счастливее, действительно ли алкоголь помогает заговорить на иностранном языке и чем грозит отказ от двойного эспрессо по утрам.
Нейропсихолог и популяризатор науки Кристиан Джарретт изучает особенности изменения личности с точки зрения когнитивной нейробиологии. Он утверждает, что при определенных усилиях каждый из нас может стать более дисциплинированным или менее невротичным, и что в целом вовсе не обязательно думать, что та личность, которой мы являемся это нечто неизменное. То, что люди меняются под влиянием обстоятельств, сложно не заметить, но Джарретт предлагает взять процесс в свои руки и изменить то, что необходимо изменить, самостоятельно. Например, для повышения сознательности Джаретт рекомендует регулярно ходить в спортзал вместе с другом: «У вас меньше шансов нарушить свои планы, если при этом вы кого-то подведете».
У него есть советы для интровертов, которые хотят стать экстравертами (хотя это и не обязательно, если вас устраивает быть интровертом); для людей, которые хотят стать более доброжелательными; для прокрастинаторов, которые хотят выйти из порочного цикла откладывания важных дел на потом; для нарциссов и психопатов, которые хотят перестать быть такими (говорят, такое бывает); и даже для людей, которые обнаружили у себя признаки криминального мышления, но рассчитывают все-таки не пойти по пути нарушения закона с вытекающими из этого последствиями. Главный секрет успеха любых усилий по изменению собственной личности, говорит Джаретт, — в их регулярности и осознанности.
Его книга, в которой он собрал истории успешных преображений, а также практические пошаговые рекомендации, называется «Будь тем, кем хочешь. Наука о том, как изменить себя» и выходит на русском языке в издательстве «Альпина Паблишер» в июле. Forbes публикует отрывок.
Как настроение?
«Как-то раз в юности мне довелось присутствовать на домашней вечеринке в компании сверстников, 20-летних молодых людей, которых я едва знал. Меня мучило похмелье, и я был тише воды, ниже травы. «А, так ты один из этих, — сказал вдруг один парень, выводя меня из транса, — из молчунов». Было очевидно, что он не в восторге от моего общества.
Похоже, грубиян сделал несколько скоропалительных выводов о моей личности и недвусмысленно выразил свое отношение к ней. Мне неприятно это признавать, но его слова задели меня за живое. Ладно, может, я и интроверт, — по крайней мере, был им когда-то, — но не обязан ни перед кем оправдываться. Но больше всего зацепило меня другое — его слепая уверенность в том, что поведение человека раскрывает всю правду о нем, хотя в тот момент оно всего лишь отражало мое состояние: меня сильно мутило, а в голове стучал похмельный паровой молот. Да, тогда я вел себя как интроверт, но если бы он видел меня на танцполе накануне вечером!
Думая об окружающих нас людях, мы часто объясняем их поведение присущими им личностными чертами, чем-то заложенным в нас раз и навсегда, и забываем о важной роли обстоятельств в данный конкретный момент, в том числе настроения, в котором человек пребывает. Оценивая же собственное поведение, мы действуем с точностью до наоборот: в первую очередь учитываем влияние настроения и эмоций. Возьмем хотя бы случай с Натальей Сикорска, польской моделью, которой в 2017 г. удалось чудом избежать тюремного заключения за попытку кражи в Harrods — самом известном лондонском универмаге. В британском суде она заявила, что вела себя совершенно несвойственным ей образом из-за пережитого стресса и культурного шока, вызванного возвращением из отпуска, проведенного в Соединенных Штатах. Бедная Наталья! Какое, должно быть, это было для нее испытание!
Впрочем, если говорить серьезно, то справедливости ради (по крайней мере, по отношению ко мне, страдающему от похмелья, и несостоявшемуся шоплифтеру Наталье) надо признать: настроение человека действительно сильно влияет на проявления его личности в тот или иной отдельно взятый момент.
В ходе недавно проведенного исследования психологи по электронной почте разослали сотням студентов краткие опросники, которые требовалось заполнять несколько раз в день в течение двух недель. В каждом письме содержался небольшой личностный тест, форма для оценки настроения в настоящий момент и поле, в котором респондент должен был указать, что он делает, — например, корпит над учебниками или занят чем-то более увлекательным. Личностные показатели студентов каждый раз менялись, что в основном объяснялось разницей в их настроении. Когда студенты чувствовали себя более счастливыми, они, как правило, демонстрировали более высокие показатели экстравертности и открытости новому опыту, и, наоборот, когда грустили или были подавлены, невротизм усиливался, а доброжелательность снижалась. Любопытно, что, как оказалось, такая черта личности, как сознательность, совершенно не зависит от настроения.
Когда я чувствую себя подавленным, моя сознательность на некоторое время ослабевает — в этот момент я могу бросить писанину и уткнуться в какой- нибудь ролик на YouTube. Однако я вполне могу себе представить людей, которые, наоборот, становятся в такой ситуации более сосредоточенными и с головой уходят в работу или погружаются в домашние дела, чтобы как-то отвлечься от своего состояния.
Личности студентов во время учебы менялись в среднем по следующей схеме: экстравертность, доброжелательность, открытость новому опыту снижались, невротизм усиливался (можно ли их винить за это?), сознательность росла. Еще раз подчеркну, что подобные кратковременные сдвиги почти полностью объяснялись влиянием учебы на настроение студентов.
Неопровержимый факт влияния настроения на личность заставляет меня задаться вопросом: может быть, воздействие окружения в значительной степени объясняется тем, что разные люди заставляют нас чувствовать себя по-разному? Не так давно психологи заговорили о так называемом аффективном присутствии — устойчивой способности каждого из нас определенным образом влиять на настроение окружающих, оставляя своего рода эмоциональный отпечаток. Исследование, в котором участвовали сотни знакомых друг с другом студентов бизнес-школ, показало, что некоторые популярные в их среде личности неизменно поднимали настроение окружающим, в то время как другие (с низким показателем доброжелательности и, что несколько удивительно, высокой экстравертностью) вызывали раздражение и желание прекратить общение с ними.
Кратковременное изменение личности под влиянием настроения может произойти в результате просмотра фильма, прослушивания музыки или чтения книги. Ученые просили добровольцев пройти тест личности до и после просмотра двух совершенно разных видеоклипов: тяжелой сцены из фильма «Филадельфия», сопровождаемой печальным и волнующим «Адажио для струнного оркестра» Сэмюэля Барбера, и радостной сцены воссоединения семей после падения Берлинской стены под звуки невероятно позитивной «Маленькой ночной серенады» Моцарта. После просмотра первого видео у добровольцев наблюдалось снижение экстравертности и усиление невротизма, а после просмотра второго — некоторое повышение экстравертности.