Лето роботов: как умные машины окружили человека и почему мы этого не заметили
Роботы в современном мире — еще одна прекрасная иллюстрация тезиса Уильяма Гибсона о том, что будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено. Без излишних волнений и социальных потрясений наш мир стал глубоко и разнообразно роботизирован, и эта постепенная роботизация быстро продолжается, без скачков, но уже необратимо изменив жизнь, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант.
Маркетологи и пропагандисты хорошо знают важность подбора слов для создания эмоциональной окраски сообщения. Например, недавно озабоченные климатической катастрофой (да-да, именно «катастрофой», ведь иначе читатель недостаточно проникнется) алармисты выступили с инициативой сломать сложившиеся стереотипы вокруг слова «лето» и вообще концепции тепла. Традиционно лето у нас ассоциируется с чем-то приятным и позитивным, а «потепление» в переносном смысле означает улучшение. В наше время так воспринимать мир уже нельзя и неправильно, утверждают климатически тревожные эксперты и призывают считать и описывать лето исключительно как опасный сезон.
Подозреваю, что в русском языке привычные штампы еще долго останутся, и читая про «зиму искусственного интеллекта» мы все будем понимать, что речь идет о непростом периоде разочарования в методах и технологиях машинного обучения. Надеюсь, что и первая часть заголовка этой колонки воспринимается однозначно: мы живем в момент пышного и разнообразного расцвета робототехники, хотя и не придаем этому особого значения.
Одна из причин незаметности вездесущей роботизации в том, что литература и кинематограф навязывают нам антропоморфный образ робота. Терминатор — это, безусловно, робот, но вот даже произнося слова «робот-пылесос» мы не очень задумываемся о том, что буднично приступаем к роботизации своих жилищ: катающийся по полу кругляш никак не ассоциируется с мрачными персонажами антиутопий. Или взять роботов из сферы обслуживания: привычных юношей и девушек за стойкой ресторанов быстрого питания заменили не неуклюжие андроиды с глазами-лампочками, а расставленные по залу панели-терминалы для формирования и оплаты заказа. Это тоже, как ни странно,