Как друзья построили в России сервис подбора витаминов и выручили 500 млн рублей
Сейчас Halsa не единственный в России сервис подбора витаминов, но лидер в этой нише по финансовым показателям, считают эксперты. Согласно СПАРК, по итогам 2022 года выручка бизнеса превысила 100 млн рублей. Для сравнения, выручка похожего сервиса Vitobox в 2022 году составляла 60 млн рублей
«Удивительно, что люди нам платили. Мы привозили заказы с большими задержками, что было абсолютно неадекватно», — вспоминает Егише Варданян первые несколько месяцев работы сервиса подбора витаминов Halsa. Он запустил его в 2019 году вместе с другом Артемом Галихайдаровым и основателем спортивной школы ilovesupersport Максимом Журило. Первые трудности их не сломили, и к концу 2023 года выручка сервиса достигла 500 млн рублей. Как предпринимателям это удалось?
Варданян и Галихайдаров познакомились в 2016 году, у них были общие друзья. Оба работали в найме, но хотели запустить успешный бизнес. Артем хотел пойти по стопам отца, который развивал небольшую компанию по переработке отходов Recyclene Group. А Егише, выросший в семье врача и дипломата, вдохновлялся историями известных российских бизнесменов, например основателя банка «Тинькофф» Олега Тинькова (признан Минюстом России иноагентом): «Когда я читал или слушал о них, я думал, как я на них похож, а значит, тоже мог бы [запустить бизнес]».
К 2019 году приятели созрели для запуска бизнеса. Чтобы увеличить шансы на успех, решили действовать вдвоем. К выбору рынка подошли прагматично: анализировали разные секторы с точки зрения объемов и проникновения технологий и остановились на медицинском. «Он казался нам большим, но достаточно устаревшим в плане бизнес-моделей», — объясняет Варданян. Аудиторией выбрали спортсменов-любителей, посчитав, что те в большей степени открыты новому. К слову, оба в то время занимались бегом.
У партнеров было несколько бизнес-идей, чтобы их «докрутить», они обратились за советом к Максиму Журило. Он был известным в сфере спорта предпринимателем: помимо ilovesupersport, развивал триатлоны Ironstar (российский аналог Ironman) и знал о потребностях спортсменов-любителей. Журило в беседе с Forbes вспоминает, что Варданян с Галихайдаровым пришли к нему с идеей аналога британского трекера здоровья Thriva, который продает наборы для сдачи анализов крови на дому. Но он посчитал ее бесперспективной на российском рынке. «В Великобритании сложно записаться к врачу для сдачи анализов. В России же нет с этим проблем», — объясняет он. В то время Журило и сам думал о запуске «околомедицинского проекта», и молодые предприниматели «с горящими глазами» показались ему идеальными партнерами. Поэтому он предложил объединить усилия.
Вместе они пришли к идее онлайн-сервиса подбора витаминов. Подобные проекты уже были за рубежом: например, компании Care/of (в 2020 году была куплена Bayer) и Persona Nutrition (в 2019-м поглощена Nestle Health Science), подбирающие добавки по информации от клиентов об образе жизни и заболеваниях, поднимали десятки миллионов долларов инвестиций. В России аналогов им не было: рынком заведовали крупные компании GLS, «Эвалар» и Solgar, которые продавали неперсонализированную продукцию через аптеки, рассказывает Варданян. В онлайне лидировал американский маркетплейс витаминов и биологически активных добавок (БАДов) iHerb, но он тоже предлагал стандартные наборы.
К созданию сервиса под названием Halsa основатели приступили в середине 2019 года. Первым делом разработали анкету, которую потенциальный покупатель должен был заполнить на старте. Этим занималась команда врачей во главе с диетологом Екатериной Любаевой. Она сотрудничала с компанией Журило и стала медицинским директором в новом проекте. Поначалу анкета включала с десяток вопросов о состоянии здоровья, физических нагрузках, заболеваниях. Со временем список расширился, и сейчас самый длинный вариант состоит из 196 пунктов, его заполнение занимает более 15 минут.