Как бывший рабочий колбасного завода открыл свой премиальный бренд экомасел и растит его даже в кризис
Евгению Бардину 24 года, и три из них он ведет совсем не «зумерский» бизнес — производит экологически чистое сыродавленное масло. Льняное, тыквенное, миндальное, из белого кунжута и черного тмина, расторопши, абрикосовой косточки и грецкого ореха — эти масла считаются суперфудами, а аудитория их поклонников в России растет на сотни процентов в год.
Евгений начинал с нескольких точек на областных рынках, теперь большую часть продаж приносят маркетплейсы, а сам предприниматель планирует выход на крупнейшие мировые рынки. Даже новые обстоятельства не помешали компании расти: за последний год — на 30%. А недавно в ассортименте его «Green Family» появились травяные чаи и натуральный мед.
Как вышло, что туман неопределенности не мешает предпринимателю развиваться и что помогает его рассеять, — Inc. расспросил Евгения Бардина вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство».
Интерес к маслам, которые могли бы быть альтернативой подсолнечному или оливковому, появился у меня в 2019 году. Я сам не раз их пробовал и сравнивал с теми, что продавались тогда в обычных магазинах. Начал углубляться: по моим прикидкам, за последние три года спрос на этот товар вырос на 320%. И мне захотелось сделать так, чтобы люди дома могли готовить на них ресторанную еду, а те, кто заботится о своем здоровье, могли потреблять натуральный продукт ежедневно.
Дело в том, что количество многих витаминов и микроэлементов в маслах типа льняного выше, чем в оливковом и тем более чем в подсолнечном. В Древней Руси льняное масло стояло на каждом столе — подсолнечник для этого никто не использовал. Да и несколько десятилетий назад в деревнях тоже часто готовили именно на льняном масле. Но промышленные производители с тех пор разучились его делать — у них оно часто горчит. Это значит, что продукт, у которого довольно короткий срок годности, хранился неправильно, принимать в пищу его уже нельзя.
[Справка]: Льняное масло считается суперфудом: альфа-линолевая кислота в его составе снижает уровень «плохого холестерина», а омега-6 жирных кислот — артериальное давление. Кунжутное масло входит в состав многих азиатских блюд (корейских, японских, тайских, китайских) и некоторых солнцезащитных средств, используется для массажа. А масло черного тмина уменьшает заложенность носа, помогает бороться с акне и в принципе часто применяется в косметологии для увлажнения и питания кожи и волос.
Три года назад в качестве эксперимента я купил несколько килограммов льняного семени и металлический пресс за 20 тыс. руб. — чтобы делать для себя масло, которое по вкусу было бы идентичным тому, что ели еще наши бабушки. На этой машинке за восемь часов можно надавить примерно 20 литров масла, поэтому я допускал мысль о том, что продукт можно продавать небольшими партиями на рынке, если он получится хорошим. Это была бы неплохая подработка: я тогда был рабочим на колбасном заводе «Владимирский стандарт».
Когда понял, что масло отличное, стал подыскивать точки на городских и региональных рынках. Там можно собрать живую обратную связь по каждой партии: так проще понять, что нужно покупателю на самом деле, а по отзывам — дорабатывать продукты и определить лучших поставщиков. Я сам из Мурома, рядом с нами находится город Выкса, это Нижегородская область. В Выксе несколько металлургических предприятий, где платят неплохие для региона зарплаты. При этом город маленький, жители еще не отвыкли от продовольственных рынков. Поэтому первую точку я открыл там. Потом открылся в родном Муроме — так проще с логистикой, затем был Владимир. Для нескольких розничных точек того скромного оборудования, которое было у меня на тот момент, хватало за глаза.
Green Family в цифрах
- 2020 год, сентябрь — дата основания бренда.
- 36 тыс. руб. — первая сумма, потраченная на оборудование и сырье.
- 860 руб. — средний чек.
- 167 — рекорд заказов за сутки.
- 4,7 млн руб. — выручка за 2021 год.
По разговорам с покупателями я понял: им не важно, проходило ли масло термическую обработку (то, на что делают упор некоторые производители). Им важны вкус и цена.