Вот ваш бизнес-ланч, барин. Как были устроены сервисы доставки в царской России
В 2020 году, во время всеобщего карантина из-за пандемии коронавируса, заказ одежды, еды и готовых блюд окончательно вошел в привычку россиян. Но не стоит думать, что сервисы доставки — это ноу-хау XXI века. Заказать на дом свежее молоко, обед и цветы можно было и в царской России. Как это делали жители Российской империи, у которых не было интернета и смартфонов, специально для «Сноба» написал автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов.
До революции средний класс принципиально не носил покупки с собой. Тащить в руках сумку с новым платьем из универмага «Мюр и Мерилиз» или полдюжины бутылок коньяка из Елисеевского никому не приходило в голову — зачем, если для этого есть прислуга?
Далеко не у всех, впрочем, были деньги на личного помощника, которого можно было нагрузить покупками. Таких людей выручали «мальчики». Само это слово обозначало одновременно и возраст, и должность. «Мальчики» были в каждом магазине. В их обязанности входила любая помощь в лавке: они и уберутся, и товар упакуют, и дров нарубят, и с хозяйской дочкой у колыбели посидят. Доставка товаров на дом тоже была их обязанностью. Через пять лет такой работы, присмотревшись к делам и научившись торговаться и зазывать клиентов, такой мальчик становился младшим приказчиком, то есть продавцом.
Поскольку онлайн-каталогов тогда не было, то выбирать покупки все же приходилось самостоятельно. Однако крупные универмаги того времени, в первую очередь «Мюр и Мерилиз», будущий ЦУМ, выпускали печатные каталоги всех своих товаров. В «Мюре и Мерилизе» можно было купить все: от ювелирных украшений до канцелярки, от одежды до футбольных мячей. Больше того, любой товар из каталога можно было заказать по почте, оплатив его в почтовом отделении, и получить посылкой в любой точке России, даже в Сибири.
Некоторые торговые сети в качестве конкурентных преимуществ использовали последние достижения прогресса. Например, молочная фирма «Помещик» и заводы молокопромышленника Чичкина доставляли частным клиентам свежайшее молоко, творог и новинку молочной промышленности — кефир — с собственных заводов на собственных автомобилях с бензиновыми двигателями. Все их машины были украшены логотипами фирм. Скорость доставки для молочных продуктов имеет значение — и то, что они доставлялись на автомобилях, производило впечатление.