Как 16-летняя москвичка построила бизнес на тренде из TikTok
В 2021 году ученица девятого класса Лилиана Григалашвили обратила внимание на популярность изделий из полимерной глины. Освоив лепку, она запустила собственный бренд украшений, который быстро завоевал популярность среди стилистов, блогеров и моделей. По итогам 2021 года изделия Lili Archive продавались в ЦУМе и ДЛТ, а чистая прибыль марки составила 4 млн рублей. Григалашвили вошла в список молодых и перспективных россиян по версии Forbes.
Встречу с Forbes номинантка рейтинга «30 до 30» в категории «Мода и дизайн», 16-летняя основательницей бренда украшений Lili Archive, Лилиана Григалашвили назначила в ресторане КМ20, расположенном на втором этаже одноименного мультибрендового концепт-стора. С этим местом Лилиану познакомила несколько лет назад сестра, редактор отдела моды в российском Vogue (в апреле 2022 года издание закрылось после начала «спецоперации»* России на Украине) Алина Григалашвили. С тех пор КМ20 — излюбленное заведение Лилианы.
Бренд украшений девушка запустила в начале 2021 года, когда училась в девятом классе. Первые изделия она дарила подругам. Те выкладывали серьги и кольца в Instagram (владелец соцсети компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории России), рассказывали друзьям — так у марки появились первые клиенты. Уже в июне украшения стали продаваться в ЦУМе, а затем и в петербургском ДЛТ. Как юной москвичке удалось создать прибыльный бизнес и что его ждет в будущем?
Крутая огранка
В 2020 году девятиклассница Лилиана Григалашвили ради эксперимента за ночь разрисовала винтажную куртку сестры, выложила в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Уже на следующий день она вернулась из школы с заказами от одноклассников.
Вскоре у Лилианы появились и более известные клиенты — стилисты и модели, например художница Женя Макарова (более известная как Jolie Alien).
Лилиана планировала и дальше развивать бренд одежды, получивший название Lili Archive, пока в ноябре 2020 года не обратила внимание на популярный у западных подростков тренд в TikTok. Те делали украшения из полимерной глины. Решив попробовать себя в новом деле, она купила глину в магазине у дома и начала лепить. На первую закупку, по словам девушки, она потратила около 5000 рублей.
Григалашвили говорит, что это дело ее затянуло. Чтобы разобраться в техниках лепки и запекания, она исследовала интернет-форумы. Кроме того, постоянно экспериментировала с материалом — за несколько месяцев попробовала разные виды глины, от российской до американской. Часть покупала в локальных магазинах, часть заказывала онлайн из-за границы. Мастерской служила родительская квартира — для запекания изделий Лилиана использовала кухонный духовой шкаф.
Григалашвили вспоминает, что многие изделия, которые она видела в TikTok, выглядели «по-детски». «Это могли быть кольца с лягушками или другими животными», — поясняет предпринимательница. Ей же хотелось создавать «более серьезные» вещи. Поэтому практически сразу она стала добавлять в глину кристаллы. Начинала с самых простых, по 20 рублей за штуку, пока не остановилась на Swarovski, которые могут стоить по 1000–1500 рублей за штуку. «У них самая крутая огранка», — поясняет Лилиана.
Подобных изделий в России тогда не было, уверяет предпринимательница. Похожие по форме украшения создавали зарубежные бренды, например барселонская марка La Manso, рассказывает основательница интернет-магазина дизайнерских украшений Poison Drop Ирина Кузнецова. По словам Филиппа Пилипука, сооснователя российской марки украшений из полимерной глины с кристаллами, которая также появилась весной 2021 года, похожие изделия создавали французский бренд Dans les rues, Mon cher moi из Лос-Анджелеса и мексиканский Blobb.