Танцы мертвых. К 50-летию выхода на экраны фильма «Последнее танго в Париже»
Этот фильм стал одним из самых скандальных в истории мирового кино. Его запрещали, его проклинали, его называли аморальным. Сегодня «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи — это стопроцентная классика, культовое кино и последняя великая роль Марлона Брандо. О том, как разворачивалась история создания этого фильма в далеком 1972 году, рассказывает Сергей Николаевич.
В «Последнем танго» главная роль предназначалась Жану-Луи Трентиньяну. После успеха «Конформиста» это было логично. Но он прочитал сценарий и сказал Бертолуччи: «Там слишком много голых сцен. Извини, я не готов. Для меня это проблема. Поговори с Бельмондо. Он точно будет смотреться лучше».
Бельмондо даже не ответил на просьбу встретиться. Ему явно был не интересен молодой итальянец со своим маленьким бюджетом. Ален Делон, к которому обратился Бертолуччи, долго тянул с ответом. В конце концов, он сформулировал свои условия: на главную женскую роль берем Роми Шнайдер — он с ней договорится. При этом сам Делон будет продюсером фильма.
На Роми Бертолуччи был согласен, на Делона в роли продюсера — нет. У него уже имелся свой продюсер Альберто Гримальди. Расстались плохо. Впрочем, за свою верность Бертолуччи был тут же вознагражден. Ночью раздался звонок от Гримальди: «А что ты думаешь о Брандо?» С таким же успехом он мог спросить, что Бертолуччи думает о пирамиде Хеопса или об Эмпайр-стейт-билдинг. Что тут думать? Величина планетарного значения. Самый великий актер из всех, живущих на земле. Но как к нему подступиться, когда он в Голливуде? Плюс астрономический гонорар, за который можно снять два фильма в Европе.
«Гонорар — это мои проблемы, — обиженно закричал Гримальди, — тебе надо его обаять и увлечь своим замыслом». На встречу со звездой Бертолуччи надел свои лучшие туфли и даже повязал галстук. За все время разговора Брандо ни разу поднял на него глаза. И только что-то односложно бубнил, уставившись в пол. В какой-то момент Бернардо не выдержал: «Я выворачиваюсь здесь наизнанку, чтобы вам понравиться, я надел свой лучший костюм и галстук, а вы не захотели удостоить меня даже взглядом». Брандо с удивлением взглянул на него, как на насекомое, у которого прорезался человеческий голос. «Ну почему же? — медленно сказал он. — Я весь вечер смотрел на носок вашего ботинка и все ждал, когда же он перестанет трястись».
Чтобы дать свой окончательный ответ, ему надо посмотреть последний фильм Бертолуччи. Кстати, как он называется? Лицо Брандо исказила гримаса неприкрытого страдания. Он ненавидит смотреть новые фильмы. Но, наверное, в этом случае все-таки придется…. «Конформист», говорите. Бертолуччи еще не знал, что Брандо весь в долгах. Что за «Крестного отца» он не получил ни цента. Что банки истерзали его процентами с кредита за остров, который он приобрел еще в начале 1960-х годов. Поэтому 250 000 долларов, которые ему предложил Гримальди за два месяца съемок в Париже, были более чем кстати.