История Бритни Спирс и 3 заблуждения о недееспособности и опекунстве
Дело Спирс заставило многих впервые задуматься о проблеме опекунства вообще — насколько оправданно лишать «больных» многих прав и свобод — якобы для их же собственного блага? Профессор Элин Сакс живет с диагнозом «шизофрения». Она поделилась своим мнением о проблеме опеки над людьми с ментальными особенностями.
За этим процессом в течение нескольких лет следили практически все: всемирно знаменитая певица Бритни Спирс судилась с собственным отцом, который на тот момент уже больше 10 лет являлся опекуном взрослой дочери, частично лишенной дееспособности якобы из-за проблем с наркотиками и психических расстройств. Миллионы людей поддерживали звезду, боровшуюся за собственную свободу и автономию.
Каждый человек способен принимать самостоятельные решения, пока не доказано обратного
Когда человек по тем или иным причинам теряет способность принимать самостоятельные решения (то есть признается недееспособным), суд назначает ему опекуна. Институт опекунства в различных формах существует со времен Древней Греции.
Я — профессор права в Университете Южной Калифорнии и я также больше 40 лет страдаю хронической формой шизофрении. Проблемы дееспособности и опекунства лежат на стыке права, психиатрии и этики, они интересуют меня как с профессиональной, так и с личной точки зрения.
Я полагаю, что назначение опекуна может быть оправдано в определенных редких случаях (например, если человек страдает тяжелым бредовым расстройством, из-за которого подвергает себя финансовому и физическому риску). Но стоит помнить, что опекунство в значительной степени лишает опекаемого личной автономии и свободы. И поэтому я убеждена, что оно должно рассматриваться только в качестве крайней меры.
Вот 3 распространенных заблуждения о (не)дееспособности, которые стоит разобрать.
Заблуждение первое
Неспособность принимать определенные решения означает неспособность принимать решения вообще
Исторически юристы и врачи полагали, что человек либо способен принимать самостоятельные решения, либо нет. Неспособность принять одно важное решение означала неспособность принимать и любые другие.