Интервью с якутским режиссером Степаном Бурнашевым о его новом, остросоциальном фильме «Айта»
30 марта в прокат выходит новый фильм «Айта» якутского режиссера Степана Бурнашева. Сейчас Бурнашев — один из самых успешных российских кинематографистов. В 2020 году он победил на кинофестивале «Окно в Европу» с триллером «Черный снег», в 2021 году его альманах «Ыт», срежисированный вместе с Дмитрием Давыдовым, получил специальный приз Варшавского кинофестиваля. Хотя картины Бурнашева хвалят критики по всему миру, его фильмы глубоко погружены в быт якутского народа. Специально для «Сноба» Дмитрий Елагин поговорил с режиссером о его методах борьбы с шовинизмом и о любви к человечеству.
Вы снимаете кино в разных жанрах: у вас есть хорроры («Проклятие. Мертвая земля»), мелодрамы («Наша зима»), боевики («Республика Z») и триллеры («Черный снег»). Как выбираете жанр своего следующего фильма?
Людям кажется, будто я такой экспериментатор, специально жонглирующий жанрами. На деле я иду от идеи, и она всегда диктует формат кино. Историю, которая легла в основу «Айты», я услышал семь или восемь лет назад от своего троюродного брата. Он работал следователем и был очевидцем трагедии, воссозданной в фильме. Его рассказ о смерти девочки я хорошо запомнил, думал о произошедшем несколько лет и постепенно начал разрабатывать возможный сюжет. Стало понятно, что это будет психологический триллер, а сосценаристка Светлана Таайко привнесла в историю элементы детектива. В «Айте» также много от социальной драмы: сейчас в Якутии тема взаимоотношений отцов и детей стоит очень остро.
Якутское кино практически не поддерживается государством, поэтому за будущее режиссера зритель буквально голосует рублем, приходя на его фильм в кинотеатр. В прошлом году разразился общественный скандал с картиной Владимира Мункуева «Нуучча», его проект так и не вышел в прокат. Поэтому вопрос к вам такой: чувствуете ли вы на себе давление, как автор?
В начале карьеры я пытался думать за зрителя: как для него снять, что он хотел бы увидеть и так далее. Потом освободился от этих мыслей и осознал, что никогда не смогу влезть в голову к другому человеку, поэтому решил обратиться к себе. Ведь я тоже зритель и люблю кино с детства. Поэтому во время работы у меня возникает немного шизофреничный диалог, в котором продюсер Степан Бурнашев спрашивает у сценариста Степана Бурнашева: «Какой материал у нас есть?» Если идею нашли, то оба идут к режиссеру Степану Бурнашеву, и внутри моей головы начинается фантазийная съемка фильма. Затем зритель Степан Бурнашев оценивает работу режиссера и сценариста. Если все Степаны согласны, то реальный Бурнашев начинает писать сценарий, снимать и продюсировать. При удачном раскладе реальный Степан благодарит воображаемых двойников, ничего им не платит, часть заработанных денег откладывает на жизнь, а оставшуюся, большую часть тратит на следующий проект.