Вечный выбор: автомат, вариатор, робот?
Преимущества и недостатки разных автоматических коробок передач.
Вряд ли кому-нибудь придёт в голову напрямую сравнивать механическую и автоматическую коробку. Любой скажет, что автомат удобнее, проще в использовании, требует меньше работы ногами, руками и головой. Но внутри понятия «автомат» есть совершенно разные устройства: от старых добрых гидроавтоматических, до вариаторов и роботов. Попробуем разобраться, что есть что, и чем одно лучше другого.
Казалось бы, что может быть лучше классического автомата? Тут тебе и отработанная десятилетиями конструкция, и богатейший выбор специфических масел, и отточенные алгоритмы работы. Всё так, если бы не одно «но». Принцип работы гидравлической коробки включает два главных устройства: саму коробку передач и гидротрансформатор. И если набор планетарных шестерен в АКП работает почти так же, как и в обычной механике, то гидротрансформатор – устройство совершенно иного порядка. Это, по сути, турбина, в которой усилие вращения передаётся через жидкое рабочее тело – масло. А оно подразумевает отсутствие жёсткой связи между частями коробки. Проще говоря, обычный автомат всегда немного пробуксовывает. Чуть-чуть, но это заметно на расходе топлива и динамике разгона. Профессионалы скажут, что современные гидротрансформаторы в некоторых режимах блокируются и не буксуют. Всё так, но доля их «свободной» работы всё же высока.
Есть и ещё одно «но» – вращающийся металлический «бублик» гидротрансформатора, наполненный лопатками и маслом – штука тяжёлая и инертная. При спокойной езде это даже во благо – меньше рывков, больше плавности, но при резких разгонах задержки неизбежны, а кроме того, для управления тяжёлыми вращающимися железками в недрах трансмиссий нужны не менее тяжёлые и громоздкие системы. Проще говоря, классический автомат весьма обширен, и по размерам и весу он на первом месте среди всех коробок. И на первом же месте по стоимости.
Тут у автоматов заметно выигрывают вариаторные коробки, где налицо компактность и простота конструкции, а пробуксовка сведена к абсолютному минимуму, и уж тем более коробки роботизированные, которые суть те же механические, но с автоматическим управлением сцеплением и переключениями.