«Интерфейс должен соответствовать критериям доступности»: как незрячие люди пользуются гаджетами и бытовой техникой
Человек в современном мире не может представить свою жизнь без гаджетов: кофемашина варит нам кофе по утрам, плита и духовка позволяют разнообразить рацион и экспериментировать со вкусами, стиральная машина и пылесос сделали процесс поддержания чистоты в тысячу раз легче, а телефон стал отдельным миром, в котором пользователи могут найти практически все, что их интересует. Современная техника облегчила жизнь не только зрячим людям, но и инвалидам по зрению.
Многих интересует вопрос: какие предметы бытовой техники просто необходимы незрячему человеку? На этот и другие вопросы нам ответил незрячий IT-специалист Анатолий Попко, автор курсов по компьютерной грамотности для слабовидящих и незрячих людей в программе «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
Как незрячие используют бытовые устройства
Одним из заблуждений окружающих людей является убеждение, что в каких-то бытовых приборах незрячие люди нуждаются больше, однако фактически это не так. Весь спектр устройств у людей с инвалидностью по зрению точно такой же, как и у людей без инвалидности. Принципиальных отличий нет. Поэтому сказать, что незрячим стиральная машинка нужнее, чем зрячим, нельзя.
Другое дело – интерфейс: он должен соответствовать критериям доступности. Управление должно быть тактовым, а не сенсорным. Незрячему человеку необходимо ощущать физические кнопки, чтобы без проблем работать с техникой. Если же кнопки сенсорные, то у них должна быть звуковая индикация, иначе незрячим приходится проявлять немалую изобретательность, чтобы интерфейс недоступного бытового прибора стал чуть более доступным. Как правило, в этом случае рядом с кнопками клеятся наклейки, чтобы пользователь мог различать их между собой с помощью прикосновений.
Однако основная сложность для незрячего при работе с гаджетами — этап настройки. Все инструкции, которые прилагаются к технике, не рассчитаны на то, что ее будет настраивать незрячий человек. Соответственно, возникает достаточно много трудностей.
«Даже если мы берем пульт дистанционного управления, понять, где какие кнопки расположены, без зрячего ассистента сейчас практически невозможно. Функционал кнопки на пульте не ясен, пока тебе его не объяснит зрячий помощник», – рассказывает Анатолий Попко.
Недоступны для незрячих не только бумажные, но и электронные инструкции, которые можно было бы адаптировать для людей с инвалидностью по зрению. Например, сделать текстовое описание пульта, но разработчики этим не занимаются, поэтому каждый раз при покупке устройства его нужно изучать вместе со зрячим ассистентом.