Иммерсивность и телесность: тренды современной театральной сцены

Театр сейчас нельзя определить какой-то одной тенденцией вроде массового внедрения технологий. Сегодняшний театр представляет собой пространство постоянного поиска — и не формы, а способов существования. Причем не только на сцене, но и в зале, внутри группы, внутри самого себя. Такой процесс определяет сцены и России, и Европы, и вообще театра как живого организма, который не может не меняться. Есть и конкретные частные тренды, но они не так универсальны.
ИИ или не ИИ? Вот в чем вопрос
ИИ в театре, как и в других сферах, стал полноправным участником процесса. Вместе с добавлением нового игрока пришло много вопросов: кто теперь автор? где граница между технологией и творчеством? как с этим жить художнику, зрителю и актеру? ИИ проникает и в тексты, и в визуал, и в звук, и даже в актерскую игру через технологию захвата движений. Более того, темы, связанные с технологиями, стали частью содержания спектаклей: актеры вместе с публикой рассуждают о будущем и о том, останется ли вообще место для живого в этом гипертехнологичном мире.
Экологичное мышление в сценографии
Экологичность в театре перестает быть просто модной темой для рефлексии и становится его принципом существования. Например, в Амстердамском оперном театре художнику-постановщику сразу выдают список готовых модульных конструкций, чтобы работать с уже существующими элементами и не создавать новые декорации.
Некоторые спектакли напрямую затрагивают тему экологической травмы. Так, французский театральный режиссер и художник Филипп Кен (Philippe Quesne), основатель театральной труппы Vivarium Studio, часто включает экологическую проблематику в свои работы, сочетая иронию, сценографию и минималистичную эстетику. Один из таких спектаклей — Farm Fatale, который изображает постапокалиптический мир после экологической катастрофы, где остаются только пять очаровательных «пугал», мечтающих о лучшем будущем. Экологическая опера Sun & Sea (Marina), получившая Гран‑при (Golden Lion) на Венецианской биеннале 2019 года, — это литовская постановка с музыкой композитора Лины Лапелите (Lina Lapelytė) и режиссурой Ругиле Барждюкайте (Rugilė Barzdžiukaitė). Премьера состоялась в Вильнюсской Национальной галерее искусств в 2017 году.