Мир большого коллекционирования — это поле азарта и страсти

СНОБРепортаж

Запpетный лот сладок

Беседовал: Егор Спесивцев

Купить работу, которая поначалу вызывала отторжение. Уступить «трофей» на аукционе, но потом все равно заполучить его. Открыть отдельную квартиру для лучших приобретений… Мир большого коллекционирования, в котором живет директор Музея AZ Наталия Опалева, — это поле азарта, страсти и порой иррациональных решений.

Как сориентироваться на этом поле? Когда стоит сказать «стоп», а когда — идти до конца, даже если цена улетает в космос? «Сноб» поговорил с Наталией о самой сложной покупке, «капитале» коллекционера и «детоксе от искусства»

Можете вспомнить последнюю работу, которая произвела на вас значительное впечатление?

Это произошло в прошлом году, на ярмарке Cosmoscow. Понятно, что я пришла туда далеко не в первый раз, уже с натренированным глазом. Я, конечно, знала всех основных игроков арт-рынка, современных художников: работы многих из них есть у нас в коллекции. Тем не менее у меня случился культурный шок. Это был стенд «Галереи 9Б» из Нижнего Новгорода. В прошлом году они выставляли ПРОВМЫЗУ: это были четыре огромные фотоработы, мимо которых невозможно было пройти. Когда я задала себе вопрос «Хочу ли я это купить?» — ответ был четкий: «Точно нет». Для меня это было слишком.

А что было «слишком»?

Слишком сильно. Работы вызывали очень сильную эмоцию, и я не могу сказать, что эта эмоция мне нравилась. Они будоражили, но от этого становилось как-то неспокойно, тревожно. Впечатление было пугающее — вот правильное слово.

Я поговорила с художниками, которые были на стенде, с Еленой Тальянской, которая «Галерею 9Б» основала, — и ушла. Но следующие несколько дней постоянно думала об этих работах. Они не выходили у меня из головы. К концу Cosmoscow я все-таки позвонила и сказала, что две работы из четырех хочу приобрести. Так они попали в коллекцию. Это тот самый случай, когда сначала уверен, что это «не твой» художник, «не твоя» работа, а потом происходит какое-то изменение.

Почему вы передумали?

Совершенно очевидно было, что это очень сильная работа известной группы художников, за которыми я давно слежу: в 2021 году они участвовали у нас в Премии Анатолия Зверева. Работа была подготовлена специально для этой ярмарки, с очень серьезным продакшеном. Другое дело, что существуют личные границы принятия и непринятия.

Для меня как для коллекционера важно с этим ощущением сверяться. Хотя появление музея, безусловно, немного смещает акценты. Все-таки есть большая разница между личным собранием и музейной коллекцией. Раньше это было не так выражено, но сейчас у меня граница обозначилась явно.

Как это выглядит?

Я покупаю какую-то работу и думаю: «Это для музея. Это точно не домой». У меня в коллекции достаточно много работ, которые бы не повесила дома. Я покупаю их для музея по разным причинам: к примеру, важный художник, важная работа. В коллекции иногда возникают «лакуны», которые я специально заполняю: это может быть работа какого-то периода, которого раньше в коллекции не было, сделанная в новой технике или на новую тему. Но все равно, такого, чтобы сначала сказать «точно нет», а через три дня — «точно да», у меня прежде не случалось.

А бывало наоборот? Чтобы сначала показалось, что работа точно «ваша», а спустя время поняли, что вообще нет?

Бывало. Как правило, это связано со спонтанной покупкой. На основе такого опыта у меня и сформировался определенный «кодекс коллекционера». Первое правило — не совершать чисто эмоциональные покупки. Я их все равно совершаю, но даже в такие моменты стараюсь себе напоминать о правиле. Если что-то понравилось, скажи: «Подумаю до завтра». Обычно это происходит вечером, поэтому через 12 часов, с утра, уже точно понимаешь, надо оно тебе или нет.

Иногда попадаешь под очарование художника или заслушаешься галериста, который очень интересно о нем рассказывает, и покупаешь. Такое тоже случается, но редко. Потом смотришь на работу и думаешь: «Ну вот купила я ее. И зачем? Что она добавит в коллекцию?» Конечно, работа будет красивая, неплохая. Плохих я, слава Богу, не покупаю. Но серьезным вложением в коллекцию она не становится.

Домашняя коллекция у вас со временем меняется?

Я как раз сейчас думаю о том, чтобы ее освежить. В основном работы висят уже очень много лет, и мне не хочется их менять, потому что они как-то связаны со мной. Например, одна из работ, которая висит в московской квартире, — очень красивая поздняя акварель Лентулова, вид на Воробьевы горы. А я живу напротив главного здания МГУ, то есть как раз на Воробьевых горах. Для меня эта работа знаковая, но если я уберу ее в хранилище, она затеряется, мы ее потом можем просто не найти.

Или, допустим, у меня висит четыре работы Тышлера, которого очень люблю, но в основную коллекцию он не вписывается — это все-таки более ранний период. Хотя, конечно, есть его прекрасные работы 1960-х годов. Они настолько для меня важны, что не хочу вешать другие. В то же время понимаю, что, когда десять лет ходишь мимо одной и той же работы, глаз замыливается. Перестаешь ее замечать. Она настолько срастается с интерьером, что это уже часть твоей жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорогая моя Москва Дорогая моя Москва

Краткая история элитных районов Москвы

СНОБ
Морис Симашко Морис Симашко

Портретная галерея Андрея Быкова: писатель Морис Симашко

Дилетант
Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Неподкупное содержание Неподкупное содержание

Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБ
Разморозка на слух Разморозка на слух

Как усложнится процесс разблокировки зарубежных активов российских инвесторов

Ведомости
Свиньи как свиньи Свиньи как свиньи

История «Скотного двора», главной сказки холодной войны, в вопросах и ответах

Weekend
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Китайцам включили зеленый Китайцам включили зеленый

Китайским автопроизводителям упростили выход на российский рынок

Ведомости
От имитации к инновациям От имитации к инновациям

В чем секрет технологического успеха Китая

РБК
Гипоаллергенная диета: что включить в меню Гипоаллергенная диета: что включить в меню

Справиться с аллергией можно не только с помощью лекарств

Лиза
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Мистер Х Мистер Х

Холестерин постепенно возвращает себе доброе имя

Лиза
Курс на Луну и выше Курс на Луну и выше

Анатолий Петрукович о приоритетах нового нацпроекта по развитию космоса

Монокль
«Это место восстановления психики» «Это место восстановления психики»

Исполнительный директор Еврейского музея об инклюзии и арт-терапии

Weekend
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Разница принципиальна: чем цукини отличаются от кабачков Разница принципиальна: чем цукини отличаются от кабачков

Какие различия цукини и кабачков играют ключевую роль в кулинарии

ТехИнсайдер
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Разложение и изложение Разложение и изложение

«Саван» — очередной самый неоднозначный фильм Дэвида Кроненберга

Weekend
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Контуры постсанкционного мира Контуры постсанкционного мира

Можно ли возобновить энергетическое сотрудничество России и США

Монокль
Человек слова Человек слова

Жизненная философия американского топ-теннисиста 1960–1970-х – Артура Эша

Ведомости
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Открыть в приложении