«И тянутся города»: как группа из Барнаула прославилась благодаря виральному треку
Еще три года назад «Комната культуры» был малоизвестным музыкальным коллективом, который давал ламповые концерты в родном Барнауле и его окрестностях. Летом этого года он стал самой прослушиваемой группой на «Яндекс Музыке». Хит «Поезда» не покидает чарты с начала года. А количество концертов у музыкантов за год может перевалить за 100. Как барнаульцы создали один из самых успешных рок-проектов страны и сколько зарабатывают на своей музыке?
«И тянутся города, я в каждом из них бывал, нас ссорили поезда, но мирил нас пустой вокзал», — поет весь столичный парк «Зарядье» на концерте в честь Дня города 8 сентября. Это слова из песни «Поезда», которая почти год после выхода удерживает место в топе чарта стриминговой платформы «Яндекс Музыка».
Трек исполняет один из хедлайнеров мероприятия молодой российский рок-коллектив «Комната культуры». Его в 2021 году сформировал выпускник «Новой Фабрики звезд» (перезапуск культового шоу 2000-х «Фабрика звезд») Женя Трофимов с другом детства музыкантом Романом Рудыкой. Свой путь артисты начинали с ламповых квартирников в родном Барнауле и его окрестностях, зачастую самостоятельно оплачивая дорогу до места и проживание. Спустя три года песни группы на стриминге собирают по 5 млн прослушиваний в месяц, концерты — по 7000 человек, а заработок с одного выступления достигает 1 млн рублей.
Как барнаульскому коллективу удалось покорить Россию?
Фабрика звезд
29-летний Женя Трофимов родился в Барнауле в семье воспитательницы детского сада и электрика. Когда он учился во втором классе, в школу пришли преподаватели по музыке и предложили записаться на занятия. Он загорелся и хотел было поступить в класс фортепиано, но попасть удалось только в класс баяна. «Педагог, который принимал меня [в музыкальную школу], сказал, что у меня короткие пальцы, и ничего, кроме баяна, мне не подойдет», — рассказывал Трофимов в одном из интервью.
Со временем он проникся инструментом, и в 13 лет даже поехал на краевую смену «Бардовская песня» для начинающих музыкантов. Поездка оказалась судьбоносной: там он познакомился со своим будущем партнером по группе 18-летним Романом Рудыкой, который преподавал уроки по гитаре на смене. Дружба завязалась после одного из первых мастер-классов. В завершении занятия они вдвоем с Трофимовым спели песню группы «Любэ» «Конь». Выступление произвело впечатление — послушать сбежались даже местные поварихи, вспоминает Роман: «Когда мы закончили, они начали аплодировать и принесли нам свежесваренный борщ в качестве благодарности».
После лагеря Трофимов с Рудыкой стали часто ходить в походы с «гитарой и костром». А в 2015 году сформировали кавер-группу Groo и начали исполнять популярные песни в барнаульских ресторанах и на частных мероприятиях. Рудыка играл на гитаре, Трофимов — на перуанском музыкальном инструменте кахон, пела подруга Жени Ольга Грушина, которая, по его словам, была «одной из лучших вокалисток» Барнаула. В летний сезон артисты давали в среднем 25 концертов в месяц и получали около 150 000 рублей на троих в месяц (около 6000 рублей коллективу за концерт).
Спустя два года Трофимову пришлось покинуть группу. Летом 2017-го он подал заявку на «Новую Фабрику звезд», увидев рекламу по телевизору, и прошел отбор. «Я сначала не хотел, потом все-таки подал — слишком уж много о проекте говорили», — вспоминает музыкант. Тогда же он переехал в Москву. А Groo на замену взяла барабанщика из местного коллектива Lucky Gringos.
За следующие четыре месяца музыкант стал одним из фаворитов «Фабрики» и по итогам шоу занял третье место в составе хип-хоп-трио «Север 17», созданном продюсером сезона Виктором Дробышем. За это время стремительно выросла и популярность Трофимова: количество подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) увеличилось с 700 до 45 000 человек.
По окончании шоу и до конца 2018-го Трофимов в составе трио гастролировал по России и за рубежом. Выступления финансировал продюсерский центр Дробыша, и музыканты зарабатывали по 180 000 рублей в месяц. «Это ставка на человека, плюс доход с концертов и прослушиваний [песен] на онлайн-площадках», — уточняет Женя в разговоре с Forbes.