Сергей Чиликов и его художественный метод "фотопровокации"

EsquireКультура

Художник постсоветской реальности: жизнь и творчество знаменитого российского фотографа Сергея Чиликова

Справа: Сергей Чиликов. Самара, 2003 Собрание МАММ

Сергей Чиликов начал снимать в середине 1970-х, но широкой публике стал известен только в начале 2000-х, когда его работы стали выставляться на Московских фотобиеннале и фестивале «Мода и стиль в фотографии», после которых последовало и мировое признание. Его художественный метод получил название "фотопровокация" — герои Чиликова разыгрывали нарочито постановочные и абсурдистские мизансцены в убогих декорациях провинциальной глубинки, но в этих кадрах, удивительно сочетающих простоту и чрезмерность, не терялось главное — человек, его характер и естество.

Серия «Русская провинция». Фотография. Чиликов С.Г. Без названия. Российская Федерация, Республика Марий Эл, Горномарийский район, дер. Мурзанаево. 1995 Фотобумага, серебряно-желатиновый отпечаток. 30,1×29,8.

Сергей Чиликов родился 26 июня 1953 года в деревне Килемары в республике Марий Эл. У него педагогическое образование и степень кандидата наук — много лет он преподавал философию в Университете Йошкар-Олы и написал несколько философских книг.

В брежневские застойные времена он был участником неформального объединения фотографов и художников Йошкар-Олы и Чебоксар «Факт», организовывал там «Аналитические выставки фотографии», устраивал у себя на даче неформальные собрания деятелей искусства.

Известность Чиликову принесла серия фотографий из русской глубинки, выражавших коллективное бессознательное homo soveticus и одновременно провоцировавших героев к самовыражению «естественного» — страсти и скрытых желаний. Банальная и зачастую убогая реальность, нарочито подчеркнутая в постановочных сценах, в этих работах становилась лишь фоном.

Сергей Чиликов. Тува, 1991. Собрание МАММ
Сергей Чиликов. Тува, 1991. Собрание МАММ

В начале 2000-х Чиликов познакомился со знаменитым российским фотографом Георгием Пинхасовым, который, в свою очередь, свел его с директором Московского дома фотографии (ныне известен как Мультимедиа Арт Музей) Ольгой Свибловой. Так у Чиликова состоялась первая персональная выставка, за которой последовало участие в крупных международных выставках.

Чиликов умер 21 июня 2020 года на 67-м году жизни в Йошкар-Оле.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

Я познакомилась с ним странно, в 2000 году. Расхристанный и сильно навеселе, он пришел в музей, а в офисе, как всегда, дел было невпроворот. В старом здании Дома фотографии была кухня, и туда отправлялись попить чайку все, кто приходил в музей и ждал, пока я разберусь с делами насущными. В тот же вечер на эту кухню попал и Гарик Пинхасов — старый друг и единственный русский фотограф фотоагентства Magnum. Когда далеко за полночь я вышла к гостям, Чиликова уже не было, а мы с Гариком поехали ко мне домой болтать до пяти утра. На рассвете он выложил на стол маленькие контрольки — четвертинки А4. Сказал, что интересно, а я остолбенела. Стала спрашивать, откуда у него эти шедевры. Оказалось, что от Чиликова, с которым они проговорили весь вечер.

Наутро я начала поиски и нашла Сережу, без паспорта, без камеры, но с рюкзаком гениальных фотографий. Сначала восстановили его паспорт, потом купили камеру, потом закупили для музея его фантастические работы, а через несколько месяцев сделали его выставку, за которую он получил премию «Серебряный венок». Мне казалось, что серебряный венок всегда был на голове Чиликова. От него шел свет и удивительная энергия, которая преображала всех, кто попадал в диапазон ее излучения. В Йошкар-Олу, где он преподавал философию в университете и где организовал первый российский фотофестиваль, в 1980-е переместилась ростковая точка развития фотографии.

Георгий Пинхасов, фотограф, член фотоагентства Magnum Photos

Это был 1980-й год — очень тяжелый. Возвращение цензуры, бойкот Олимпийских игр, война в Афганистане, одна ирано-иракская война чего стоила...

Я привез в Чебоксары фотографии со своими рамками и стеклом. Помню, как вез в поезде этот упакованный багаж, стараясь, чтобы стекло не разбилось. Мы просто развешивали работы на стенах, и из группы незнакомых мне лиц самым привлекательным оказался Чиликов. Может, там были и другие интересные люди, но все они выглядели намного скромнее, что соответствовало советской этике, точнее, этикету. А Чиликов был с бородой, как и у меня, совсем раскованный, иногда развязный, с бесконечными инициативами. Больше всего меня удивило, что он был преподавателем марксистско-ленинской философии в университете, такой некий вольнодумец, состоявший на службе господствующей идеологии. Чиликов легко говорил, легко завязывал контакты и бесконечно что-то придумывал. Таким я его запомнил тогда — невероятно дружелюбным, неравнодушным к женскому полу и всегда со стаканом крепкого напитка.

Вторая встреча с Чиликовым произошла случайно. Я уже работал в агентстве Magnum, и у меня уже прошла первая и последняя персональная выставка в какой-то парижской галерее. Это был, кажется, 2000-й год, название галереи состояло из трехзначного номера дома на бульваре Распай. Сама галерея уже исчезла, но я помню галеристку, немку-блондинку, которую я как раз имел в виду, когда обещал Чиликову показать его фотографии на Западе.

Наша встреча произошла следующим образом: находясь неподалеку от Дома фотографии, я зашел к своей старой приятельнице Ольге Свибловой. Секретари и помощники сказали мне, что ее нет, надо подождать. А в углу расположился Сергей Чиликов, окруженный толпой вновь приобретенных поклонников, которую он развлекал своими фотографиями. Он безмерно обрадовался моему появлению. Мы, как старые друзья, обнялись, и я стал разглядывать его творчество. В его фотографиях я не смог не заметить этот отдельный путь, причем он был не только в сюжетах, композициях, но и в особой уникальной печати: если мы пытались избавляться от провинциальных советских носителей, гэдээровской пленки, чешской, венгерской бумаги, стремились к современным западным носителям — Kodak, Aqua, то у него было наоборот. Его провинциальная презентация провинциальных красавиц на провинциальных носителях и несла тот самый неповторимый шарм, который мы все забыли. Сереже я искренне сказал, что постараюсь ему помочь. Как я мог это сделать? Самое большее — взять с собой его фотографии во Францию. И Чиликов сказал мне тогда: «Выбирай что хочешь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
Андерс де ла Мотт: Осеннее преступление Андерс де ла Мотт: Осеннее преступление

Отрывок из книги Андерса де ла Мотта «Осеннее преступление»

СНОБ
Таблетка от одиночества: можно ли забыть о горе с помощью лекарств Таблетка от одиночества: можно ли забыть о горе с помощью лекарств

Исследовательница ищет лекарство, которое избавит людей от тяжести одиночества

Популярная механика
«Зачем университет? Трата времени»: Шепелев об образовании сына Жанны Фриске «Зачем университет? Трата времени»: Шепелев об образовании сына Жанны Фриске

Телеведущий Дмитрий Шевелев высказался на злободневную для родителей тему

Cosmopolitan
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Низложение ангольской «принцессы»: как некогда богатейшая женщина Африки потеряла почти все Низложение ангольской «принцессы»: как некогда богатейшая женщина Африки потеряла почти все

Как смена власти разрушила империю «ангольской принцессы»

Forbes
Все свое: Шэрон Стоун и другие звезды, которые никогда не делали пластику Все свое: Шэрон Стоун и другие звезды, которые никогда не делали пластику

Эти знаменитые красавицы по сей день могут похвастаться идеальной внешностью

Cosmopolitan
«После развода никого не ищу и чувствую себя счастливой» «После развода никого не ищу и чувствую себя счастливой»

История женщины, которая чувствует себя счастливой без романтических отношений

Psychologies
Леонардо ДиКаприо, Криштиану Роналду и другие секс-символы, обожающие своих мам Леонардо ДиКаприо, Криштиану Роналду и другие секс-символы, обожающие своих мам

Эти роковые покорители сердец всю жизнь остаются преданны одной женщине - маме

Cosmopolitan
Стабильность — признак мастерства: обзор на Hitman III Стабильность — признак мастерства: обзор на Hitman III

Hitman III — заключительная часть трилогии о киллере под именем Агент 47

Esquire
«Не простила мать и не хочу за ней ухаживать»: история двух сестер «Не простила мать и не хочу за ней ухаживать»: история двух сестер

У наших героинь оказались разные воспоминания и о своем детстве, и о матери

Psychologies
Как мы отталкиваем других, сами того не желая Как мы отталкиваем других, сами того не желая

Когда мы не уверены в себе, мы пытаемся компенсировать это за счет окружающих

Psychologies
Медь – в серебро: празднуем «медную» свадьбу Медь – в серебро: празднуем «медную» свадьбу

7 лет супружеской жизни отмечаются как медная или шерстяная свадьба

Cosmopolitan
Защитный кошелек: почему инвесторы полюбили биткоин Защитный кошелек: почему инвесторы полюбили биткоин

Из-за низких ставок, политической нестабильности инвесторы обратились к биткоину

Forbes
Уволенная из МВД за поддержку Навального Татьяна Зима — о жестокости полиции и новых протестах Уволенная из МВД за поддержку Навального Татьяна Зима — о жестокости полиции и новых протестах

Интервью с бывшей кавалеристкой о новом рекорде градуса ненависти

СНОБ
Как правильно вести себя при встрече с полицией. Эксперимент MAXIM Как правильно вести себя при встрече с полицией. Эксперимент MAXIM

Как стоит вести себя с правоохранительными органами

Maxim

Куда приводят зрителя мечты Пита Доктера

Esquire
Отвечает финансист Отвечает финансист

Что такое ответственное инвестирование и как оно влияет на доход инвесторов?

Robb Report
Офисный дресс-код Офисный дресс-код

Грань между работой и жизнью все больше стирается

AD
«Неоднозначная репутация может покупателя отпугнуть»: как Алексей Тулупов зарабатывает и на продаже элитного жилья, и на хлебе «Неоднозначная репутация может покупателя отпугнуть»: как Алексей Тулупов зарабатывает и на продаже элитного жилья, и на хлебе

Как хлебокомбинат «Коломенский» приносит Алексею Тулупову 12 млрд рублей в год

Forbes
Однажды на диком Западе... Однажды на диком Западе...

Особенности менталитета жительниц Европы и Америки

Лиза
Что делать с мотивацией? Что делать с мотивацией?

Кому из родителей не знакома проблема, когда их дети не хотят учиться?

СНОБ
8 защитных механизмов психики, которые мешают жить счастливо 8 защитных механизмов психики, которые мешают жить счастливо

Почему нам бывает сложно понять истинную причину своих проблем?

Psychologies
Руперт Гринт — о «Гарри Поттере», новом сезоне «Дома с прислугой» и отцовстве Руперт Гринт — о «Гарри Поттере», новом сезоне «Дома с прислугой» и отцовстве

Руперт Гринт — о любви к алкоголю и о том, как изменилась его жизнь

Esquire
Бой бабы, или Зачем дерутся женщины Бой бабы, или Зачем дерутся женщины

Все-таки в женских драках есть нечто странно-завораживающее

Maxim
Главное качество идеального партнера Главное качество идеального партнера

Какая черта любимого человека делает отношения с ним или с ней идеальными?

Psychologies
5 героических котов современности 5 героических котов современности

Природа создала котов для того, чтобы спасать человеческие жизни

Maxim
Старостильники: юлианский календарь как норма веры Старостильники: юлианский календарь как норма веры

Рождество по юлианскому календарю обречено превращаться в летний праздник

Weekend
Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна

Правильные позы для сна, которые сохранят ваше здоровье и красоту

Cosmopolitan
Лемешев и Козловский: самые известные тенора XX века Лемешев и Козловский: самые известные тенора XX века

Как складывалась судьба главных Ленских на российской оперной сцене

Культура.РФ
Открыть в приложении