Сергей Чиликов и его художественный метод "фотопровокации"

EsquireКультура

Художник постсоветской реальности: жизнь и творчество знаменитого российского фотографа Сергея Чиликова

Справа: Сергей Чиликов. Самара, 2003 Собрание МАММ

Сергей Чиликов начал снимать в середине 1970-х, но широкой публике стал известен только в начале 2000-х, когда его работы стали выставляться на Московских фотобиеннале и фестивале «Мода и стиль в фотографии», после которых последовало и мировое признание. Его художественный метод получил название "фотопровокация" — герои Чиликова разыгрывали нарочито постановочные и абсурдистские мизансцены в убогих декорациях провинциальной глубинки, но в этих кадрах, удивительно сочетающих простоту и чрезмерность, не терялось главное — человек, его характер и естество.

Серия «Русская провинция». Фотография. Чиликов С.Г. Без названия. Российская Федерация, Республика Марий Эл, Горномарийский район, дер. Мурзанаево. 1995 Фотобумага, серебряно-желатиновый отпечаток. 30,1×29,8.

Сергей Чиликов родился 26 июня 1953 года в деревне Килемары в республике Марий Эл. У него педагогическое образование и степень кандидата наук — много лет он преподавал философию в Университете Йошкар-Олы и написал несколько философских книг.

В брежневские застойные времена он был участником неформального объединения фотографов и художников Йошкар-Олы и Чебоксар «Факт», организовывал там «Аналитические выставки фотографии», устраивал у себя на даче неформальные собрания деятелей искусства.

Известность Чиликову принесла серия фотографий из русской глубинки, выражавших коллективное бессознательное homo soveticus и одновременно провоцировавших героев к самовыражению «естественного» — страсти и скрытых желаний. Банальная и зачастую убогая реальность, нарочито подчеркнутая в постановочных сценах, в этих работах становилась лишь фоном.

Сергей Чиликов. Тува, 1991. Собрание МАММ
Сергей Чиликов. Тува, 1991. Собрание МАММ

В начале 2000-х Чиликов познакомился со знаменитым российским фотографом Георгием Пинхасовым, который, в свою очередь, свел его с директором Московского дома фотографии (ныне известен как Мультимедиа Арт Музей) Ольгой Свибловой. Так у Чиликова состоялась первая персональная выставка, за которой последовало участие в крупных международных выставках.

Чиликов умер 21 июня 2020 года на 67-м году жизни в Йошкар-Оле.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

Я познакомилась с ним странно, в 2000 году. Расхристанный и сильно навеселе, он пришел в музей, а в офисе, как всегда, дел было невпроворот. В старом здании Дома фотографии была кухня, и туда отправлялись попить чайку все, кто приходил в музей и ждал, пока я разберусь с делами насущными. В тот же вечер на эту кухню попал и Гарик Пинхасов — старый друг и единственный русский фотограф фотоагентства Magnum. Когда далеко за полночь я вышла к гостям, Чиликова уже не было, а мы с Гариком поехали ко мне домой болтать до пяти утра. На рассвете он выложил на стол маленькие контрольки — четвертинки А4. Сказал, что интересно, а я остолбенела. Стала спрашивать, откуда у него эти шедевры. Оказалось, что от Чиликова, с которым они проговорили весь вечер.

Наутро я начала поиски и нашла Сережу, без паспорта, без камеры, но с рюкзаком гениальных фотографий. Сначала восстановили его паспорт, потом купили камеру, потом закупили для музея его фантастические работы, а через несколько месяцев сделали его выставку, за которую он получил премию «Серебряный венок». Мне казалось, что серебряный венок всегда был на голове Чиликова. От него шел свет и удивительная энергия, которая преображала всех, кто попадал в диапазон ее излучения. В Йошкар-Олу, где он преподавал философию в университете и где организовал первый российский фотофестиваль, в 1980-е переместилась ростковая точка развития фотографии.

Георгий Пинхасов, фотограф, член фотоагентства Magnum Photos

Это был 1980-й год — очень тяжелый. Возвращение цензуры, бойкот Олимпийских игр, война в Афганистане, одна ирано-иракская война чего стоила...

Я привез в Чебоксары фотографии со своими рамками и стеклом. Помню, как вез в поезде этот упакованный багаж, стараясь, чтобы стекло не разбилось. Мы просто развешивали работы на стенах, и из группы незнакомых мне лиц самым привлекательным оказался Чиликов. Может, там были и другие интересные люди, но все они выглядели намного скромнее, что соответствовало советской этике, точнее, этикету. А Чиликов был с бородой, как и у меня, совсем раскованный, иногда развязный, с бесконечными инициативами. Больше всего меня удивило, что он был преподавателем марксистско-ленинской философии в университете, такой некий вольнодумец, состоявший на службе господствующей идеологии. Чиликов легко говорил, легко завязывал контакты и бесконечно что-то придумывал. Таким я его запомнил тогда — невероятно дружелюбным, неравнодушным к женскому полу и всегда со стаканом крепкого напитка.

Вторая встреча с Чиликовым произошла случайно. Я уже работал в агентстве Magnum, и у меня уже прошла первая и последняя персональная выставка в какой-то парижской галерее. Это был, кажется, 2000-й год, название галереи состояло из трехзначного номера дома на бульваре Распай. Сама галерея уже исчезла, но я помню галеристку, немку-блондинку, которую я как раз имел в виду, когда обещал Чиликову показать его фотографии на Западе.

Наша встреча произошла следующим образом: находясь неподалеку от Дома фотографии, я зашел к своей старой приятельнице Ольге Свибловой. Секретари и помощники сказали мне, что ее нет, надо подождать. А в углу расположился Сергей Чиликов, окруженный толпой вновь приобретенных поклонников, которую он развлекал своими фотографиями. Он безмерно обрадовался моему появлению. Мы, как старые друзья, обнялись, и я стал разглядывать его творчество. В его фотографиях я не смог не заметить этот отдельный путь, причем он был не только в сюжетах, композициях, но и в особой уникальной печати: если мы пытались избавляться от провинциальных советских носителей, гэдээровской пленки, чешской, венгерской бумаги, стремились к современным западным носителям — Kodak, Aqua, то у него было наоборот. Его провинциальная презентация провинциальных красавиц на провинциальных носителях и несла тот самый неповторимый шарм, который мы все забыли. Сереже я искренне сказал, что постараюсь ему помочь. Как я мог это сделать? Самое большее — взять с собой его фотографии во Францию. И Чиликов сказал мне тогда: «Выбирай что хочешь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За что казнили Джордано Бруно За что казнили Джордано Бруно

Джордано Бруно окончил свою жизнь на костре за совсем другие «прегрешения»

Дилетант
Пройдоха-портной, который сумел утомить Льва Толстого. Отрывок из книги «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях» Пройдоха-портной, который сумел утомить Льва Толстого. Отрывок из книги «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях»

Отрывок из сборника историй о жизни Петербурга в разные эпохи

СНОБ
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Время Чулпан Время Чулпан

Чулпан Хаматова — героиня видеопроекта «Сноба» «Ты и Вы»

СНОБ
Работа горя: 6 фильмов, которые учат проживать потерю Работа горя: 6 фильмов, которые учат проживать потерю

Что такое утрата и какие шаги помогают ее пережить

Psychologies
Углеродистые метеориты заподозрили в доставке воды на Землю Углеродистые метеориты заподозрили в доставке воды на Землю

Метеориты могли доставлять замороженную воду на Землю

N+1
Юрий Беккер: Свидетели самоизоляции Юрий Беккер: Свидетели самоизоляции

Отрывок из книги Юрия Беккера «Свидетели самоизоляции» о буднях людей в локдауне

СНОБ
Лео Бокерия — о режиме дня, спорте и профилактике заболеваний Лео Бокерия — о режиме дня, спорте и профилактике заболеваний

«Здоровье — это вопрос менталитета», уверен Лео Бокерия

РБК
Физики получили прямое подтверждение парадокса Клейна Физики получили прямое подтверждение парадокса Клейна

Физики пронаблюдали туннелирование Клейна с помощью акустических волн

N+1
13 прекрасных событий ужасного 2020 года 13 прекрасных событий ужасного 2020 года

Уже привык к тому, что 2020 год – самый ужасный в истории человечества?

Maxim
О чем говорят наши «нервные привычки» О чем говорят наши «нервные привычки»

Психолог: нервные привычки могут быть полезны

Psychologies
Как победить фобию Как победить фобию

Чего бы ты ни боялся, мы попробуем тебе помочь!

Maxim
Школа Автотуризма. Простые правила счастливых путешествий Школа Автотуризма. Простые правила счастливых путешествий

Все трудности, выпадающие на долю автопутешественника, нужно встречать с улыбкой

4x4 Club
История Luxottica: как сирота из Милана стал первым итальянцем на Уолл-Стрит и купил Ray-Ban История Luxottica: как сирота из Милана стал первым итальянцем на Уолл-Стрит и купил Ray-Ban

Luxottica — самый крупный производитель очков и линз в мире

VC.RU
Как подводить нижнее веко: 5 типичных ошибок макияжа с акцентом на глаза Как подводить нижнее веко: 5 типичных ошибок макияжа с акцентом на глаза

Визажист — о том, как правильно сделать макияж, чтобы зрительно увеличить глаза

Cosmopolitan
Решил остепениться? Как не терять время на дикий секс с бесперспективными красотками Решил остепениться? Как не терять время на дикий секс с бесперспективными красотками

Как понять, что женщина, на которой ты решил жениться, действительно та самая

Maxim
У вымирающих северных гладких китов родилось 14 китят У вымирающих северных гладких китов родилось 14 китят

Сезон размножения 2021 года выдался для китов самым удачным за последнее время

N+1
Химики сделали катализатор горения метана из десяти металлов Химики сделали катализатор горения метана из десяти металлов

Ученые предложили новую методику для получения наночастиц катализатора

N+1
Делим с партнером домашние обязанности: 4 шага, которые помогут договориться Делим с партнером домашние обязанности: 4 шага, которые помогут договориться

Как поделить домашние обязанности между партнерами справедливо и без стереотипов

Psychologies
Эти 6 фраз смягчат душевную боль того, с кем вы решили расстаться Эти 6 фраз смягчат душевную боль того, с кем вы решили расстаться

Учимся расставаться экологично и корректно говорить партнеру о разрыве

Psychologies
Дальше будет лучше Дальше будет лучше

Квартира в центре Санкт-Петербурга с интерьером для души

AD
Не просто усталость Не просто усталость

Синдром хронической усталости – опасное и коварное состояние

Лиза
Убийственная мода: 5 вещей, которые несли владельцам смерть Убийственная мода: 5 вещей, которые несли владельцам смерть

А что вы знаете об одежде, которая убивала по-настоящему?

Cosmopolitan
Преимущества доброты для ребенка с точки зрения науки Преимущества доброты для ребенка с точки зрения науки

Почему эмпатия важна, как ее развивать и какова ее роль в успехе детей?

СНОБ
Самые ожидаемые альбомы 2021 Самые ожидаемые альбомы 2021

Кто может выпустить альбомы в ближайшее время: от Оксимирона до Дрейка

GQ
7 заманчивых преимуществ отмокания в гидромассажной ванне 7 заманчивых преимуществ отмокания в гидромассажной ванне

Гидромассажная ванна может подарить потенциальные преимущества для здоровья

Playboy
Илья Лагутенко Илья Лагутенко

Мы решили познакомиться поближе с Ильей Лагутенко

Maxim
«Не бывает универсальных композиций, которые помогают всем»: можно ли вернуть работоспособность с помощью приложений «Не бывает универсальных композиций, которые помогают всем»: можно ли вернуть работоспособность с помощью приложений

Эксперты — о сервисах с музыкой для расслабления и концентрации

VC.RU
10 лучших альтернативных источников энергии 10 лучших альтернативных источников энергии

Наша цивилизация нуждается в огромных количествах энергии, но где её добыть?

Популярная механика
Российские музыканты — о стихах и времени Осипа Мандельштама Российские музыканты — о стихах и времени Осипа Мандельштама

Участники трибьют-альбома «Сохрани мою речь навсегда» — об Осипе Мандельштаме

РБК
Открыть в приложении