История международных и локальных, музейных и политических арт-дел

EsquireИстория

Холст, масло, арест. Как искусство больше 100 лет становится заложником политики и идеологии

Марина Анциперова|Ксения Коробейникова

Демонстрация перед Исаакиевским собором во время Октябрьской революции, Петроград, 1917 год. Keystone / Getty Images

Опасения насчет возвращения коллекции Морозовых из Фонда Луи Вюиттон, произведений Эрмитажа и других зависших на Западе российских культурных ценностей заставили обратиться к истории. Искусство, а особенно искусство уровня национального достояния, уже не раз приобретало статус «заложника», когда возникали к тому политические и юридические предпосылки, — фактически становилось разменной монетой в отношениях между государствами и не только. Особенно в случае спорной принадлежности/происхождения коллекции, лазеек в законодательстве и отсутствия выстроенной системы гарантий, которые бы обеспечивали возвращение или отстаивание коллекций. Национализации, конфискации, аресты — изучим столетнюю историю международных и локальных, музейных и политических арт-дел.

1918

Пришла Октябрьская революция, а за ней и национализация с декретами советской власти: конечно, в первую очередь это коснулось самых знаковых собраний — коллекции Ивана Морозова и Сергея Щукина, включающих десятки Ван Гогов, Матиссов, Пикассо и других первых имен французской школы. В 1923 году собрания объединили под крышей Государственного музея нового западного искусства, который стал первым в мире музеем современного искусства (нью-йоркский МоМА возник только через пять лет) и прожил до 1948 года.

Его расформировал Сталин по идеологическим соображениям — за формализм и буржуазность: в постановлении коллекцию обвиняли в «низкопоклонстве перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма» и утверждали, что она «нанесла большой вред развитию русского и советского искусства». Если в Декрете 1918 года она характеризовалась как «исключительное собрание великих европейских мастеров», которое «по своей высокой художественной ценности имеет общегосударственное значение в деле народного просвещения», то теперь была объявлена общественно вредной и социально опасной и распалась. Работы между собой распределили Пушкинский и Эрмитаж, а в здание Музея на Пречистенке въехала Академия художеств СССР — главный оплот социалистического реализма, который набирал обороты.

Залы Государственного музея нового западного искусства, Москва, 1930-е / newestmuseum.ru

1927

За пределами России самое большое собрание работ Казимира Малевича хранится в амстердамском музее Стеделийк. Художник оставил их во время командировки, думая, что на время, а оказалось — навсегда. Ему тогда надо было срочно вернуться на родину (где его позднее арестовали), и он, беспокоясь о сохранности картин, оставил их на передержку другу, архитектору Хуго Херингу. Тот долгие годы берег работы, даже спас их от сожжения нацистами, когда те расправлялись с «дегенеративным искусством». Забрать работы Малевич так и не смог, потому что умер в 1935-м. А через 20 лет директор Стеделийка предложил Херингу продать коллекцию, на что тот согласился.

Но не согласны со сделкой оказались наследники художника, ведь Херинг по закону не являлся правообладателем коллекции. После многолетней судебной тяжбы в 2008 году они оспорили сделку и получили компенсацию в виде пяти работ. Теперь в музее экспонируется 29 произведений Малевича. Похожим образом и МоМА досталось семь его картин.

«Супрематическая композиция», Казимир Малевич, музей Стеделейк, Амстердам, 1916 год. VCG Wilson Corbis via Getty Images

1933–1945

Сосчитать количество работ, за эти годы конфискованных нацистами, просто невозможно. Только проект Looted Art составил базу из 25 тысяч объектов (в 15 странах). База продолжает пополняться: в мюнхенском доме одного только Корнелиуса Гурлитта, арт-дилера, сотрудничавшего с нацистами, после его смерти в 81-летнем возрасте нашли 1400 произведений, включая картины Марка Шагала и Анри Матисса.

Солдаты выносят картины, похищенные нацистами, из замка Нойшванштайн, ГерманияBettmann / Getty Images

Одно из самых известных хранилищ, куда нацисты отправляли награбленные сокровища, располагалось во французской галерее Jeu de Paume. Историк искусства Роз Валлан секретно сохранила запись о 20 тысячах произведений, которые здесь побывали. Эти данные помогли потом в поисках работ, но, как выяснилось, многие из них были уничтожены: те, что считались «дегенеративным искусством». К примеру, работу Клода Моне так и не нашли, и предполагается, что ее уничтожили.

Национальная галерея Же-де-Пом в бывшем королевском саду Тюильри, Франция, 1950-е. Roger Viollet via Getty Images
Американские солдаты рассматривают картины, найденные в Рейхсбанке. В том числе знаменитое полотно Эдуарда Мане «В зимнем саду», Германия, 1945 год. Bettmann / Getty Images 

Но многое и уцелело, потому что было надежно спрятано: из самого важного — «Мона Лиза», которую пять раз перевозили по стране, чтобы было сложно отследить ее местонахождение. Это было довольно рискованно: портрет хрупкий и сейчас едва ли может покидать стены Лувра чаще чем раз в четверть века. В последний раз картину вывозили в 1974-м, когда благодаря стараниям тогдашних директора Пушкинского музея Ирины Антоновой и министра культуры Екатерины Фурцевой «Джоконда» оказалась в Москве.

Солдаты выносят картины, похищенные нацистами, из замка Нойшванштайн, Германия. Bettmann / Getty Images

1977

Легендарный коллекционер русского авангарда Георгий Костаки до последних дней пребывания в СССР мечтал открыть музей современного искусства в Москве. Не сложилось: повлияли и бюрократические препоны, и сложности в поисках подходящего здания, и возросшие политические риски. В середине 1970-х началась «зачистка» коллекционеров, их запугивали, отнимали коллекции, судили и иногда даже сажали. Досталось и Костаки: дачу подожгли, а квартиру обокрали. Тогда он решил уехать на историческую родину в Грецию, где можно было продать второстепенные вещи и обеспечить семье благополучную жизнь. За возможность вывезти бо́льшую часть вещей (легально и беспошлинно) советская власть получила от коллекционера остаток собрания (меньшую, но лучшую часть, по мнению специалистов) и распределила полученное между Третьяковкой, Музеем Рублева и «Царицыно».

Так и случился знаменитый «дар Костаки», который вместе с тем позволил не распылить сокровища по миру (чего не скажешь про судьбу собрания другого значительного собирателя и друга Костаки Николая Харджиева). Если говорить о юридической стороне вопроса, то после передачи «дара» специальным решением Секретариата ЦК КПСС семье Костаки разрешили выехать и оставшуюся часть коллекции «в порядке исключения вывезти из СССР за границу». В ответ на готовность сотрудничества власть гарантировала коллекционеру «в случае соответствующего обращения разрешить Костаки и членам его семьи возвращение в СССР с правом на постоянное жительство».

Крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки на фоне своей коллекции, 1970-е. Фото из архива семьи Костаки

1987

«Дело» Александры Томилиной началось примерно за 30 лет до этого года, когда она познакомилась с Наталией Гончаровой и Михаилом Ларионовым, будучи их соседкой по парижскому дому. Почти 30 лет она была натурщицей художника и состояла с ним в близких отношениях, а после смерти Гончаровой стала его второй супругой и впоследствии получила в наследство все работы не только мужа, но и художницы. Наследников у Томилиной не было, и в своем завещании по просьбе Ларионова она все до последней картины отписала в пользу Советского Союза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Еда для депрессии»: 5 продуктов, которые погрузят тебя в пучину отчаяния «Еда для депрессии»: 5 продуктов, которые погрузят тебя в пучину отчаяния

Если ты грустить собрался, съешь-ка жареной картошки — и открой ворота в ад!

Maxim
Подходящий возраст Подходящий возраст

Подработка для подростков: как избежать проблем с законом

Лиза
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Импланты под санкциями? Что будет с пластической хирургией во времена кризиса Импланты под санкциями? Что будет с пластической хирургией во времена кризиса

Какие именно изменения ждут индустрию красоты во времена кризиса

Cosmopolitan
«Мой «Мой

Чем известен McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Популярная механика
Все ради искусства: 5 фильмов, для съемок в которых актеры занимались реальным сексом Все ради искусства: 5 фильмов, для съемок в которых актеры занимались реальным сексом

Эти актеры и актрисы отдались картине без остатка

Playboy
Как покупали и чинили иномарки в СССР Как покупали и чинили иномарки в СССР

Как чувствовали себя владельцы иномарок в СССР?

Maxim
«Пока смерть не разлучит нас»: что нужно знать о многолетних отношениях «Пока смерть не разлучит нас»: что нужно знать о многолетних отношениях

Как меняются отношения со временем

Psychologies
Мы что-то упускаем Мы что-то упускаем

У тебя бывало ощущение, что все живут интересной жизнью, кроме тебя?

Cosmopolitan
Невидимый страж: что такое антивирус и как он работает Невидимый страж: что такое антивирус и как он работает

Как работает антивирус?

Популярная механика
«Ожившая» Диана и голая беременная Мур: 8 самых провокационных обложек в истории «Ожившая» Диана и голая беременная Мур: 8 самых провокационных обложек в истории

Порой снимки, попадающие в журналы, получаются кричащими и неоднозначными

Cosmopolitan
9 вопросов о щитовидке 9 вопросов о щитовидке

Небольшая щитовидная железа имеет отношение ко всему, что происходит внутри нас

Psychologies
Как не повторять ошибки родителей в собственных отношениях: 3 шага Как не повторять ошибки родителей в собственных отношениях: 3 шага

Какие бывают родовые сценарии

Psychologies
Женщины убили всех мужчин: загадочная история преступлений в венгерской деревне Женщины убили всех мужчин: загадочная история преступлений в венгерской деревне

В начале XX века в маленькой венгерской деревушке произошли жуткие события

Cosmopolitan
Женщины меняют Петербург Женщины меняют Петербург

Вот 15 героинь нашего времени и 2022 года. Они — это уже Петербург Будущего

Собака.ru
Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом? Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?

Наши герои, когда-то выбравшие эмиграцию, на удивление единодушны в ответах

Psychologies
«Проще сделать самой»: как такая установка вредит женщинам «Проще сделать самой»: как такая установка вредит женщинам

«Лучше сама сделаю, чем буду объснять» — звучит знакомо?

Psychologies
12 продуктов, которые диетологи стараются есть каждый день 12 продуктов, которые диетологи стараются есть каждый день

Эти продукты сделают лучше не только нашу фигуру, но и здоровье

Популярная механика
Лесные жители Лесные жители

Алла Горбунова помещает своих с виду обычных героев в загадочный лес

Grazia
Инвазивных пауков уличили в охоте на британских летучих мышей Инвазивных пауков уличили в охоте на британских летучих мышей

Как инвазивные виды пауков нарушают экосистемы

N+1
Почему мы видим хорошее даже в ужасных ситуациях: как работает принцип Поллианны Почему мы видим хорошее даже в ужасных ситуациях: как работает принцип Поллианны

Что такое поллианнизм и как он помогает справиться со сложными ситуациями?

Cosmopolitan
Топ-10 ошибок при домашнем окрашивании, которые испортят волосы Топ-10 ошибок при домашнем окрашивании, которые испортят волосы

Как избежать ошибок, когда сама красишь волосы?

VOICE
Palantir: как американские спецслужбы следят за населением Palantir: как американские спецслужбы следят за населением

Мы все под колпаком!

Популярная механика
На природе без смартфонов, алкоголя и разговоров о работе: как устроен детокс-лагерь для взрослых На природе без смартфонов, алкоголя и разговоров о работе: как устроен детокс-лагерь для взрослых

Офлайн лагерь для взрослых

VC.RU
Гибрид подлодки и самолета. Почему все забыли о самом страшном советском экраноплане BAA-14 Гибрид подлодки и самолета. Почему все забыли о самом страшном советском экраноплане BAA-14

Pагадочный футуристичный то ли самолёт, то ли подлодка. Что это такое?

ТехИнсайдер
Азбука привычного счастья Азбука привычного счастья

Итальянская культура еды может доставить неподготовленному человеку неудобства

Seasons of life
Почему болеют раком: мифы и правда Почему болеют раком: мифы и правда

Новости об очередном «источнике» рака появляются в СМИ с завидной регулярностью

Psychologies
5 рецептов, которым позавидует американский фастфуд 5 рецептов, которым позавидует американский фастфуд

Рецепты классных и полезных бургеров, стрипсов, крылышек и сэндвичей

Cosmopolitan
Физики разобрались с квазибрэгговской дифракцией атомного конденсата на оптических решетках Физики разобрались с квазибрэгговской дифракцией атомного конденсата на оптических решетках

Описали, как зависит характер квазибрэгговской дифракции атомного конденсата

N+1
Туже? Только бы не хуже! Туже? Только бы не хуже!

Можно ли «вытопить» жир c боков или сузить талию, затянув себя в чудо-пояс?

Здоровье
Открыть в приложении