Грунтовый рай: как «Ролан Гаррос» превратился из мелкого турнира в мэйджор
Более 613 000 зрителей ожидается на Открытом чемпионате Франции по теннису, основная сетка которого стартует в воскресенье, 29 мая. «Ролан Гаррос», как называют турнир сами французы, большинство европейцев и южноамериканцы, постепенно приходит в себя после ударов, нанесенных пандемией, увеличивает призовой фонд на €6 млн и рассчитывает на рекордный доход. Forbes.Спорт рассказывает, как из французского междусобойчика с несколькими теннисистами вырос турнир Большого шлема — один из четырех главных в теннисе.
Сам турнир ведет свою историю с 1891 года, когда был создан чемпионат Франции. В нем могли принимать участие только французы или же иностранные члены французских клубов, что и создало казус: победителем первого розыгрыша стал живший в Париже британец Х. Бриггс. Ничего, кроме имени, про него больше неизвестно.
Международный статус турнир получил в 1925 году. Пример чемпионата мира по грунту, который проводился с 1913 по 1923 во Франции и Бельгии для игроков, которые предпочитали глину траве Уимблдона, оказался заразительным. Федерация тенниса Франции воспользовалась тем, что в 1924 году чемпионат мира отменили из-за Олимпийских игр в Париже, и уже в следующем открыла свой турнир для иностранных участников. Но чтобы стать одним из турниров Большого шлема потребовалось много времени и сил.
Первые успехи
Организаторы турнира осознали, что их грунтовое королевство маловато, когда сборная Франции выиграла в 1927 году Кубок Дэвиса. Семь лет подряд американцы никому не отдавали титул, но забрать его удалось «четырем мушкетерам» (именно так называли их на родине) — Рене Лакосту, Жану Боротра, Жаку Бруньону и Анри Коше. Защищать титул по регламенту Международной федерации тенниса французы должны были дома, а теннисные корты Racing Club de France и Stade Français, где разыгрывался Открытый чемпионат Франции, не подходили для таких престижных соревнований. Федерация тенниса страны обратилась к владельцу Stade Français Эмилю Лесье с просьбой выделить землю под строительство нового стадиона, и тот согласился с условием: сооружение будет названо в честь его одноклассника и героя Первой мировой войны знаменитого авиатора и изобретателя Ролана Гарроса. По названию стадиона позже назовут и сам турнир.
Интересно, что это единственный турнир Большого шлема, о названии которого до сих пор иногда спорят. Открытым чемпионатом Франции (French Open) его называют в США и Великобритании, да и в принципе в англоязычном мире, а также в Китае. Сами французы, остальные европейцы и южноамериканцы предпочитают «Ролан Гаррос».
В 90-х и начале нулевых Федерация тенниса Франции активно внедряла название «Ролан Гаррос» в СМИ. Десять лет назад директор по коммуникациям и маркетингу Эдуард-Винсент Калониобъяснял, что они не собираются запрещать «пяти или восьми миллионам британских болельщиков и еще большему количеству американцев называть турнир Открытым чемпионатом Франции». Но турнир уже создал бренд «Ролан Гаррос», постепенно забывая о том, что когда-то это был French Open.
Аккаунт в Твиттере имеет адрес @rolandgarros. Официальный сайт frenchopen.com был закрыт в 2008 году и сейчас это rolandgarros.com, да и на самом логотипе, который впервые появился в 1987 году, та же надпись. По словам Кристофа Фаньеса, занимавшего в 2013 году должность генерального директора федерации тенниса, предпочтение названию «Ролан Гаррос» отдавалось постепенно, но особенно быстро дело пошло в 90-х, когда федерация под руководством многолетнего президента Филиппа Шатрие приступила к активному продвижению линейки товаров «Ролан Гаррос».
Но в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века об этом, разумеется, не задумывались. Стадион «Ролан Гаррос» был построен довольно быстро, чтобы успеть к великой защите титула «четырьмя мушкетерами» (им, кстати, это удалось, и сборная Франции с 1927 года побеждала шесть раз подряд, чтобы потом потерять этот титул еще на 60 лет), и только потом временные деревянные трибуны менялись на постоянные. Спустя десять лет под ними будут содержаться военнопленные.
Первые падения
В годы Второй мировой войны турнир не проводился, и по данным парижского исследовательского центра Memorial de la Shoah, отрывки из архивных материалов которого были опубликованы CNN, в течение 10 месяцев, с сентября 1939 года по июнь 1940 года, несколько сотен заключенных содержались на территории и на трибунах стадиона. Об этом в своих воспоминаниях писал Артур Кестлер, родившийся в Будапеште писатель еврейского происхождения. «На «Ролан Гаррос» мы называли себя пещерными жителями, около 600 человек жили под лестницей стадиона», — писал Кестлер после того, как бежал в Великобританию. Он описывал, как заключенные проводили дни в полутьме, потому что свет едва проникал сквозь щели под лестницу, как спали на мокрой соломе и что мало кто из них знал что-либо о теннисе. Но когда им разрешали прогуляться по территории стадиона, они видели на табло имена Жана Боротра и Брюньона — французских теннисных «мушкетеров».
После окончания Второй мировой начинается возрождение турнира, и в 1946 году проводится первые послевоенные соревнования. Воспоминания игроков того времени приводит официальный сайт «Ролан Гаррос». Тогда Уимблдон и French Open временно поменялись местами и французский турнир стартовал 18 июля. В те дни в Париже стояла невероятная жара, и поэтому игрокам разрешили носить рубашки без рукавов и шорты, что в то время было редким явлением.