Очень страшные дела
Готовы спорить: не бывает людей без фобий. Одни рады провалиться сквозь землю, лишь бы не выступать на публике, а у других кровь стынет в жилах при виде бабочек. Но откуда же берутся страхи, как их побороть, да и нужно ли? Разбираемся с помощью специалистов… и учебника истории!
В последние годы полки отделов «Психология и саморазвитие» в книжных залах ломятся от бестселлеров с многообещающими названиями вроде «Как избавиться от страха и начать жить». Оно и понятно, страх чего-либо знаком всем, и каждый мечтает найти чудодейственный способ избавиться от мучительного чувства. Представьте, что вам нужно выступить с презентацией проекта перед новым боссом, а вы в последний раз вещали публично в университете, и то не особо удачно. Естественно, вы переживаете. С физиологической точки зрения реакция организма на источник тревоги выглядит так: миндалевидное тело, расположенное внутри височной доли, вспоминая полученный ранее неприятный опыт, выпускает из обоймы секрецию гормонов. Происходит выброс адреналина, сердце начинает бешено колотиться, выступает пот, вы чувствуете желание бежать куда глаза глядят, параллельно сжимаете кулаки и готовитесь к самообороне.
И если страх public talk, особенно при наличии провальных кейсов, понятен, то как быть тому, кто, например, до смерти боится ящериц, хотя ни разу их даже вживую не видел? Нейроученый Дин Бернетт объясняет в книге «Идиотский бесценный мозг. Как мы поддаемся на все уловки и хитрости нашего мозга», что боязнь темноты, насекомых и животных досталась нам от древних предков. Чем подозрительнее и чувствительнее они были, чем больше подстраховывались – тем больше имели шансов на выживание. Страх смерти и подрыва здоровья относится к числу биологических. Его особенность в том, что, кроме конкретного страшного объекта, пугает и то, что на него похоже. Например, не только внезапно налетевшая летучая мышь, но и кусок паутины в темном лесу может вызвать содрогание. Все это из-за того, что для системы выживания лучше перестраховаться, чем потерпеть поражение.
Страх перемен и социальные страхи из серии «Что скажут люди?» тоже берут начало в первобытном обществе, где человек погибал, если его по каким-то причинам отвергали соплеменники. Поэтому и сегодня мы столь настороженно относимся к суждениям других о нас. Хотя наши жизнь и здоровье уже не так сильно зависят от расположения окружающих, желание принадлежать к группе и страсть к одобрительным оценкам никуда не исчезли.
Важно – не стоит путать страх с тревожностью. По данным Ассоциации по беспокойству и депрессии США, почти 40% американцев страдают именно от тревожности, то есть абстрактного переживания по поводу чего-либо, заставляющего человека заранее интерпретировать неизвестность в негативном ключе. Страх отличается от данного состояния тем, что он всегда конкретен: люди боятся пауков, клоунов, общественной критики. Не бывает бессодержательного страха.
В самоучителях по популярной психологии и в лекциях лайфстайл-коучей всех уровней часто звучат призывы выйти из зоны комфорта, преодолеть свой страх. Значит ли это, что всегда надо разбираться с фобиями, идти им навстречу с открытым забралом? Нужно ли в конце концов проработать все страхи в кресле у психолога, что сейчас считается хорошим тоном? На этот вопрос ответила психиатр, психотерапевт и арт-терапевт Центра персонализированной медицины Наталия Ромашкина: