Куда уходит бодрость...
Вымотанные, разбитые, выжатые как лимон, сонные как осенняя муха… Почему же мы все – или почти все – чувствуем себя такими изможденными? И как вернуть себе силы?
Один из самых частых запросов в Гугле – «Почему я устаю (от общения с людьми, от ребенка, от жизни)?». А жалобы на измотанность, опустошенность, отсутствие желаний знакомы не только психотерапевтам – ими обмениваются в дружеском кругу и в соцсетях. Почему это происходит? Куда утекает энергия и как ее вернуть?
Все успеть
Источник усталости – в теле, в пределах его физических и психических возможностей. Устал – значит, пора отдохнуть, поспать, если дорого здоровье. Но только одному из трех россиян удается спать те 8 часов1, которые рекомендуются для полноценного отдыха.
Кажется, все началось с появлением электричества, когда мы перестали ложиться в постель после захода солнца, изменив своим природным ритмам. Затем в жизнь вошли голубые экраны, сначала телевизоров, а потом компьютеров, а также многочисленных гаджетов, выключить которые мы не всегда способны. Эти устройства повсюду, и они ужасно отвлекают во время работы. Шум, это проклятие крупных городов, только ухудшает ситуацию: мы лишаемся тишины, необходимой для концентрации внимания. Кроме того, мы стараемся все успеть: увидеть премьеру, прочесть нашумевший роман, посетить модную выставку... Даже отпуск перестал быть временем отдыха – одни стараются получить новые знания, другие – побольше впечатлений. Теперь даже в области досуга «должен» преобладает над «хочу», а на такие психологические потребности, как расстановка приоритетов и наведение порядка в душе, у нас просто не остается сил. Постепенно общество массово превращается в «общество эмоционального выгорания».
Общество выгорания
Когда в 1974 году американский психолог Герберт Фрейденбергер ввел термин «синдром эмоционального выгорания», он описывал состояние волонтеров, работавших в бесплатных клиниках в отделении реабилитации наркоманов. Теперь этот синдром угрожает всем, кто выбрал своим идеалом выкладываться на работе физически и эмоционально, даже когда к этому не располагают условия труда. Если не слушать тревожных сигналов организма, однажды можно оказаться неспособным к мышлению, к самоорганизации. Появятся психосоматические симптомы. Выгорание – не только сильная усталость. Это утрата веры в себя и потеря смысла жизни. Вполне современная болезнь. Впрочем, началась она не сегодня. В 1869 году нью-йоркский врач Джордж Берд (George Beard) описал неврастению, которую он считал «болезнью деловых людей». Ее же невропатолог Павел Ковалевский называл «русской болезнью». «В отличие от Берда, полагавшего, что причина неврастении – техногенные факторы в условиях развивающегося капитализма, Ковалевский большее значение в развитии неврозов придавал трудностям адаптации в связи с нравственными проблемами современного общества, – поясняет психиатр Дмитрий Вельтищев2. – По мнению славянофилов, неврастении была подвержена интеллигенция, потерявшая веру и связь с жизнью российского общества. Западники же видели в неврастении признак развития цивилизации с ее неизбежным влиянием на психическую сферу».