Люксовый и нежный Zверь
Планету захватывает поколение Z. Cейчас четверть населения Земли — люди, рожденные между 1995 и 2010 годами. Издательский дом Condé Nast и консалтинговая компания McKinsey выяснили, как очередная смена поколений влияет на рынок товаров класса люкс.
В 2018 году «GQ Россия» исполнилось 17 лет, и это значит, что «захват мира» за это время происходил уже дважды. Именно столько раз в новом тысячелетии одно поколение уступало другому лидирующую роль.
Когда в 2001 году вышел первый российский номер журнала, планета только переходила в руки Generation X, на долю которого выпало максимальное число перемен: как общественных — распады стран, войны, перевороты, так и технических. Сегодня «иксам» 36 и более лет, и они — представители последнего поколения, чья сознательная жизнь делится надвое: до и после интернета. Именно по мере роста глобальной сети и ее всепроникающей роли в нашей жизни «иксов» стали теснить миллениалы из поколения Y (сегодня им 26‑35 лет). В их сторону чаша весов начала склоняться в кризис конца нулевых.
И вот теперь пришла пора поколения 18‑25‑летних «зетов».
Разница между этими людьми не только и не столько в возрасте, сколько в психологии, привычках, взгляде на мир, вкусах и предпочтениях. Если X и Y застали слом эпох и кризисы, то представители поколения Z — это полностью «цифровые» люди, пока не сталкивавшиеся с серьезными проблемами.
Они не помнят жизни без гаджетов, для них приложения важнее сайтов, а шеринг-экономика (вроде аренды квартиры или машины) привлекательнее обладания вещами. «Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель. Им нужна четвертьдюймовая дырка в стене» — так описал эти принципы американский экономист Теодор Левитт.
Уберизация (от приложения такси Uber) и каршеризация (от сервиса аренды машин Car-Sharing) все большего числа товаров и услуг привела к тому, что сегодня не обязательно покупать дорогой автомобиль, квартиру или даже костюм, чтобы пользоваться ими. И хотя аренда в той или иной форме существовала всегда, именно люди Z считают эту замену полноценной.
Этот феномен заинтересовал не только нас. Исследование британских компаний Hammerson и Verdict The Sharing Economy показало, что 64 % миллениалов скорее арендуют товары или услуги, нежели приобретут их в собственность. Среди поколения 35+ таких лишь 30 %.
Сегодня напрокат берут не только дорогие вещи, но даже детские игрушки (такие сервисы есть и в Москве) и букеты (для красивых селфи на праздник). «Зетам» пылящаяся на антресоли «вещь навсегда» не нужна — им нужна ее функция или просто возможность сделать с ней снимок для соцсетей («не запостил — не было»). И такой слом психологии способен изменить не только рынок, но и общество в целом.