Специальные возможности для особенных детей: как устроено инклюзивное образование в Великобритании
Великобритания — один из лидеров по инфраструктуре в области Special Educational Needs, то есть обучения для детей с особыми образовательными потребностями. Как работает эта система, рассказывает эксперт по британскому образованию и основатель британского детского сада Britannia School в Москве Холли Робертс
Определение Special Educational Needs (SEN) в Великобритании было дано в Законе об образовании 1996 года и затем изменено в Законе об особых образовательных потребностях и инвалидности 2001 года. В настоящее время считается, что ребенок или молодой человек получают статус SEN, если у них имеется инвалидность или они испытывают трудности в обучении. Это означает, что они нуждаются в специальном образовании.
Ученик также может получить Education, Health and Care Plan (EHC) — документ, в котором указаны его потребности и необходимая дополнительная помощь. Планы EHC были введены в сентябре 2014 года, они предназначены для детей и молодых людей, которые не могут удовлетворить все свои особые образовательные потребности в обычной школе или учреждении и нуждаются в дополнительной поддержке.
По данным правительства Великобритании, доля учеников с поддержкой SEN немного увеличилась с прошлого года — с 12,1% до 12,2% (1 083 100 человек), при этом доля учеников с планом EHC выросла с 3,3% до 3,7% (325 600 человек) в 2021 году (постоянный рост наблюдался с 2017 года).
Как определяется, что ребенку нужна дополнительная помощь в образовании
В любом классе дети учатся с разной скоростью и разными способами. Соответственно учителя планируют свои уроки и выбирают различные типы учебных материалов, чтобы помочь каждому ребенку достигать успеха. Особые образовательные потребности предполагают, что ученику нужна поддержка, которая выходит за рамки обычных методик, применяемых при обучении детей того же возраста.
Некоторым детям требуется дополнительная помощь, когда у них возникают проблемы с:
Принято считать, что ребенок, которому требуется дополнительная помощь в любой из этих областей, имеет особые образовательные потребности (SEN). Некоторые дети могут иметь SEN из-за состояния здоровья или инвалидности, другие — без подтвержденного диагноза. Наиболее распространенным основанием для получения плана EHC являются расстройства аутистического спектра, а поддержку SEN получают в основном дети, испытывающие трудности в речи, языке и общении.
В настоящий момент в Великобритании имеются 352 школы с отделениями SEN, где дети с особыми образовательными потребностями учатся в отдельных классах, и 1066 школ с предоставлением специальных ресурсов — там дети учатся в обычных классах, но их обеспечивают необходимым оборудованием и с ними дополнительно работают педагоги.
Виды поддержки
Поддержка в ранние годы. Сотрудники дошкольных учреждений связываются с родителями или опекунами, если посчитают, что у ребенка есть особые образовательные потребности или инвалидность. Они назначают семьям встречу, чтобы обсудить, какая поддержка необходима, а затем составят план развития ребенка. Когда ученик будет идентифицирован как нуждающийся в поддержке SEN, персонал будет еще более внимательно наблюдать за его игрой и прогрессом в развитии. Общие собрания с семьями будут проводиться не менее трех раз в год для обсуждения положения дел и планирования следующих шагов в развитии ребенка. Родители и опекуны детей с SEN также могут рассчитывать на услуги нянь, дошкольных учреждений, праздничные игры и уход за детьми в их собственном доме. Все воспитатели дошкольного образования при этом должны следовать общепринятой в Великобритании программе раннего